Клаус Экстейн надеется, что ему никогда не придется ехать в Цюрих. Четыре года назад семидесятилетнему пенсионеру, бывшему учителю, проживающему в настоящее время в английском Кембридже, поставили диагноз - рак мочевого пузыря. В настоящее время это заболевание успешно лечится с помощью химиотерапии и хирургической операции, "но если меня не вылечат, я поеду в Швейцарию, - заявил Экстейн. - Я не хочу жить в страданиях".
Экстейн поедет в Цюрих не для того, чтобы посмотреть на знаменитую Банхофштрассе. Он хочет стать одним из "туристов смерти", приезжающих в Цюрих для того, чтобы расстаться с жизнью.
Экстейн является членом "Дигнитас", цюрихской организации, которая предлагает людям, страдающим от смертельных заболеваний, покончить собой. "Дигнитас" снимает квартиру в городе, где клиенты принимают смертельную дозу барбитуратов и умирают, слушая любимую музыку. "Эти люди похожи на тех, кто выпрыгивал из окон Всемирного торгового центра 11 сентября, - говорит директор "Дигнитас" Людвиг Минелли. - Они хотят избежать страшной боли и мучений. Помочь им - это человечно".
С этим согласны не все. "Дигнитас" сталкивается с яростной критикой в стране и за рубежом. Скоро деятельность этой организации будет обсуждаться в швейцарском парламенте. Некоторые обвиняют "Дигнитас" в том, что они заманивают в Швейцарию тех, кто никогда бы не решился покончить с собой на родине. "Туристы приезжают в обед, а к вечеру они уже мертвы, - сказал член парламента Дорл Валлендер. - Мы не хотим, чтобы мир смотрел на это и делал выводы о нашей стране и нашей правовой системе". Минелли сказал, что эти страхи преувеличены: "Мы не вербуем иностранцев, но с нашей стороны было бы неэтично им отказывать". Но прошлой неделе Валлендер передал в парламент предложение ужесточить законы о содействии в совершении самоубийства и запретить иностранцам принимать участие в этой процедуре.
"Дигнитас" вызывает всеобщее неудовольствие, но не нарушает никаких законов. Швейцарские законы о содействии в совершении самоубийства - одни из самых либеральных в мире. Врач имеет право выписать безнадежно больному пациенту смертельную дозу какого-либо препарата в том случае, если больной способен принять самостоятельное решение о самоубийстве и самостоятельно принять препарат. Эфтаназия, в ходе которой врач сам вводит в организм пациента смертельный препарат, в Швейцарии запрещена, в отличие от Голландии и Бельгии, где врач может помочь пациенту расстаться с жизнью, если больной сам об этом просит, находясь в твердом здравии, и если смертельный диагноз подтвержден другим экспертом.
Недавно выяснилось, что "Дигнитас" помогла расстаться с жизнью нескольким психическим больным людям. Это вызвало бурю негодования. "Люди, страдающие от депрессии не способны принимать самостоятельные решения, - утверждает Томас Шлапфер, врач больницы Бернского университета. - Люди с серьезными психическими отклонениями часто думают о самоубийстве. Они видят, что "Дигнитас" дает им возможность без проблем покончить собой. Помогать им умереть - это неэтично". Минелли говорит, что психическая боль бывает не менее мучительной, чем телесные страдания. "Многие хронические психические болезни не поддаются лечению, - говорит он. - Многие такие больные в течение длительных периодов времени пребывают в ясном состоянии рассудка, когда они способны принять самостоятельное решение".
Минелли работал адвокатом другой организации, помогающей в совершении самоубийства исключительно гражданам Швейцарии. В 1998 г. он создал "Дигнитас", чтобы помогать иностранцам. Слухи быстро распространились за рубежом. "Я не собирался просить людей показать мне паспорт, - сказал он. - Каждый имеет право на достойную смерть". Пока услугами "Дигнитас" воспользовались 125 самоубийц, большинство из которых - приезжие. В настоящее время членами организации являются 1800 человек. Они платят членский взноc. Получать прибыль, содействуя в совершении самоубийства, в Швейцарии запрещено, поэтому все деньги идут на покрытие административных и текущих расходов.
Минелли отправляет всех потенциальных членов к врачам, которые изучают их медицинские карты и принимают решение о том, является ли их болезнь неизлечимой. Некоторые потенциальные самоубийцы получают отказ. Иногда врачи приходят к выводу, что их состояние небезнадежно и рекомендуют продолжать лечение. Нанс Нагели, один из семидесяти врачей "Дигнитас" сказал: "Некоторые меняют свое решение и едут домой. Но им легче жить, зная, что у них всегда есть эта возможность".
По словам Минелли, прежде, чем член "Дигнитас" приезжает в Цюрих умирать, проходит не менее нескольких месяцев. Иногда Минелли считает необходимым приехать в гости к кому-либо из членов организации, чтобы установить личный контакт. "Если кто-то прикован к постели и просит меня навестить его, я всегда еду, - сказал Минелли. - Иногда со мной едет кто-то из докторов, чтобы оценить состояние клиента".
Приехавших в Цюрих членов "Дигнитас" Минелли привозит в простую квартиру и дает барбитураты. Чтобы Минелли не обвинили в убийстве, клиенты должны сами проглатывать препарат. Все происходит в присутствии двух свидетелей - члена аппарата "Дигнитас" и родственника клиента, - которые следят за соблюдением правил.
Йоханна, домохозяйка из Бремена, приезжавшая в прошлом году в Цюрих со своей матерью, говорит, что несмотря на то, что в описании процесс кажется холодным и медицинским, обстановка "мирная и приятная с оттенком грусти". Ее мать, страдавшая от рака в последней стадии, "ни разу не усомнилась в правильности своего решения избавиться от страданий таким способом. Я благодарна им за то, что они дали ей этой шанс". Пока никто из родственников или государств, гражданами которых являются клиенты "Дигнитас", не подавал на эту организацию в суд. Некоторые швейцарцы говорят, что деятельность "Дигнитас" может стимулировать развитие "индустрии смерти". В Цюрихе уже появляются новые организации, помогающие иностранцам совершить самоубийство. "Если так будет продолжаться, Швейцарию будут считать страной самоубийств", - предупреждает главный общественный обвинитель Цюриха Андреас Брюннер, который следит за тем, чтобы "Дигнитас" не нарушала законы.
Нагели считает свою деятельность исключительно гуманитарной. "Я понимаю этих людей, - объясняет он. - Я врач, и мне больно смотреть на их страдания". Если закон не будет изменен - а в данный момент это маловероятно, - миссия милосердия Нагели и Минелли будет продолжаться.