Интервью с заместителем госсекретаря США Джоном Болтоном
Иран и Корея вызывают страх, Ливия и Сирия - озабоченность. Но поверенный Буша в вопросах безопасности говорит: "Мы их остановим без применения силы, с помощью других стран".
Бесконечные угрозы и шантаж со стороны Ирана и Северной Кореи могут серьезно обострить ситуацию в мире в ближайшие недели. Как будет реагировать на эти выпады Америка? С таким вопросом Panorama обратилась к Джону Болтону, 55 лет, заместителю госсекретаря США по контролю над вооружениями и по национальной безопасности. В Америке его считают "ястребом", близким к неоконсерваторам, но в этом интервью Болтон демонстрирует более мягкие позиции, созвучные позициям госсекретаря Колина Пауэлла и министра обороны Дональда Рамсфельда.
- Начнем с Ирана: эта страна близка к созданию атомной бомбы?
- Иранцы пытались скрыть свои проекты создания ядерного оружия, потом они пытались обмануть инспекторов МАГАТЭ, наконец, они решили сбить с толку международное общественное мнение и заявили о готовности подписать дополнительный протокол. Но основным моментом является то, что у Ирана есть секретная программа производства ядерного оружия в нарушение Договора о нераспространении. Существование этой программы не означает, что у Ирана уже есть атомная бомба. Потребуется еще достаточно времени, чтобы создать смертоносное оружие. Именно поэтому мы должны остановить эту программу, чтобы не было слишком поздно.
- Что произойдет 31 октября?
- Я думаю, иранцы подпишут дополнительный протокол, но потом они не станут его реализовывать. И поэтому мы вновь окажемся в положении, которое наблюдается сегодня. Вот почему мы беспокоимся и не испытываем удовлетворения. Хочу напомнить, что на последнем саммите "Большой восьмерки" в Эвиане лидеры промышленно развитых стран и России подписали совместную декларацию, в которой говорится, что Иран должен подписать и на деле реализовать дополнительный протокол без промедления и без всяких условий.
- Об этом говорится и в резолюции МАГАТЭ, но Тегеран диктует свои условия. Это способ выиграть время?
- Это его главная цель. Чем больше иранцам удастся откладывать визиты международных инспекторов, тем ближе они подойдут к созданию ядерного оружия. И это нас очень беспокоит.
- Что предпримет американская администрация в подобном случае?
- Мы обсуждали с российским президентом Владимиром Путиным вопрос об угрозе, которая будет исходит от Ирана в том случае, если у него будет атомное оружие и баллистические ракеты большой дальности. Мы также сказали Путину, что Россия в большей степени, чем Соединенные Штаты, рискует в случае нанесения Ираном ракетного удара. Мы предложили российскому президенту пересмотреть свое сотрудничество с Ираном в ядерной области.
- Каков был ответ?
- Уверен, Путин думает так же, как и мы.
- Путин прекратит это сотрудничество?
- Позиция России значительно изменилась за этот год, и правительство Москвы продвигается в правильном направлении, несмотря на несогласие некоторых внутриполитических сил.
- А европейцы?
- На этот раз позиция европейских стран сходна с нашей. Все европейские лидеры выступают за то, чтобы Иран выполнял свои международные обязательства.
- Вы будете требовать введения экономических санкций и воздушной и морской блокады?
- Главное, чтобы МАГАТЭ вынесло иранский вопрос на обсуждение в Совете Безопасности ООН. Пока мы намерены решать этот вопрос дипломатическими методами. Мы предпринимаем и другие важные шаги, чтобы воспрепятствовать незаконной торговле оружием и созданию оружия массового поражения странами-изгоями. Кроме политических шагов, мы уже провели первые учения по координации военных усилий. Италия, как член этой инициативы, предложила провести военно-воздушные учения у себя.
- Вы верите в то, что Израиль сможет действовать в одностороннем порядке и нанести удар по иранским ядерным объектам, как он это сделал в Ираке более 20 лет назад?
- Повторяю: сегодня следует идти путем дипломатических инициатив. Я предпочитаю не рассматривать вариантов применения силы.
- Перейдем к Северной Корее. Почему вы отдаете предпочтение многосторонним переговорам с глазу на глаз с диктатором-сталинистом?
- Потому что Северная Корея угрожает всему миру, а не только Америке.
- Как вы оцениваете посредничество Китая?
- Китай на самом деле оказывает помощь в поиске решения проблемы, потому что Пекин, так же, как и мы, не хочет, чтобы Северная Корея обладала атомным оружием. Мы надеемся, что Китаю удастся использовать свое влияние, чтобы посадить северных корейцев за стол переговоров. Мы уже сегодня готовы назначить дату этих переговоров.
- Сирия вскоре заменит Ирак в "оси зла"?
- Не так давно я выступал в палате представителей конгресса США по вопросу о том, что в нашем распоряжении имеются данные о попытках Ирака до начала войны и во время войны переправить в Сирию свое оружие массового поражения. У нас нет неопровержимых доказательств, но мы продолжаем изучать информацию. Мы предложили Сирии сотрудничать с нами в деле восстановления Ирака и не позволять, чтобы Сирию использовали как транзитный пункт по переброске в Ирак террористов.
- Как отреагировал на это президент Асад?
- Мы удовлетворены сотрудничеством с Дамаском. Однако мы продолжаем дипломатические переговоры.
- Ливия после снятия с нее международных санкций перестала быть страной-изгоем?
- Ливия все еще в списке стран, поддерживающих терроризм. Сегодня эта африканская страна предпринимает попытки по приобретению оружия массового поражения по всему миру: Триполи хочет обладать не только химическим и бактериологическим оружием, но и ядерным оружием и ракетами большой дальности. Что касается американской администрации, то она не снимет с Ливии санкции до тех пор, пока полковник Каддафи не сменит позицию, как в отношении поддержки терроризма, так и в отношении планов обладания оружием массового поражения.
- У "Аль-Каиды" есть грязная бомба?
- Мы не располагаем конкретными доказательствами. Мы лишь выяснили, что организация Усамы бен Ладена пыталась получить научную и техническую документацию по созданию оружия массового поражения. Уже это вызывает обеспокоенность и вынуждает нас проявлять бдительность во всем мире.