Прибывая в Пекин через два дня после визита туда Жака Ширака, российский президент Владимир Путин попытается придать новый импульс стратегическому партнерству между двумя странами, которое сталкивается с многочисленными препятствиями.
Заключенное с Пекином соглашение о вступлении России в ВТО, которое должно быть подписано в ходе трехдневного визита российского президента в китайскую столицу, позволит укрепить "братские" отношения между двумя бывшими коммунистическими державами. Однако, несмотря на аплодисменты и цветистые речи, недоверие между этими двумя странами сохранится.
В отношениях между Москвой и Пекином все не просто, ибо противоречия слишком велики. Ошеломляющее процветание экономики Китая, сохранившего прежнюю политическую систему, вызывает тревогу у России, формально освободившейся от коммунизма, но все еще слабо развитой в промышленном плане. На бумаге торговый оборот между двумя странами (составивший в этом году около 20 млрд долларов) развивается с выгодой для России, которая экспортирует в Китай в два раза больше, чем импортирует из него.
Однако за цифрами стоит суровая реальность: в обмен на сырье (на нефть и металлы приходится 47% российского экспорта) и системы вооружения (5 млрд долларов за пять лет) Россия получает из Китая только товары с низкой добавочной стоимостью. Кремль это не устраивает. "Китай заинтересован в стабильном получении энергоресурсов из России, - заявил незадолго до своего визита Владимир Путин, - но прежде всего мы должны исходить из наших национальных интересов". А эти интересы, уточнил он, связаны с проектами в "высокотехнологичных областях".
Иначе говоря, Москва собирается строить сотрудничество на более равноправной основе, предлагая в будущем выменивать свою нефть на сотрудничество в технологической сфере. Речь идет о совместных инвестициях в самолетостроение, электронную промышленность, машиностроение, атомная энергетика. Цель - создать альтернативу Западу.
Но Пекин настроен по меньшей мере скептически. Об этом свидетельствует предложение, которое сделал премьер-министр КНР Вэнь Цзябао во время своего недавнего визита в Москву. Заинтересованным россиянам он сообщил, что Китай к 2020 году инвестирует в Россию 12 млрд долларов. Но вскоре уточнил, что его страна намеревается получить доступ в российский энергетический сектор, что вызвало большое недовольство российской стороны.
Еще в 2002 году Москва резко "отсекла" китайцев от участия в аукционе по приватизации нефтяной компании "Славнефть". С тех пор отношения между двумя странами в области энергетики не переставали ухудшаться. Действия, предпринятые Кремлем против ЮКОСа, привели к сокращению поставок российской нефти Пекину, а реализация проекта сооружения нефтепровода Ангарск - Дацин была поставлена под вопрос.