Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 октября 2005 г.

Буркхард Бишоф | Die Presse

Ахиллесова пята России

На Северном Кавказе, лежащем между Черным и Каспийским морем, вот-вот может вспыхнуть пожар - региону угрожает третья кавказская война

Последние события октября: в первой половине дня несколько сотен хорошо вооруженных людей атаковали стратегически важные объекты столицы Кабардино-Балкарии: отделения милиции, министерство внутренних дел, ФСБ и даже аэропорт. В четверг Нальчик превратился в театр военных действий. В центре 280-тысячного города поднялись столбы дыма, на его улицах звучали автоматные очереди и раздавались разрывы артиллерийских снарядов.

В одно мгновение самый опасный кризисный очаг Европы - Северный Кавказ с его неповторимой смесью языков, с его бесчисленными нерешенными политическими, экономическими и социальными проблемами - снова оказался в поле зрения международной общественности. Ни разу в своей истории России не удавалось по-настоящему усмирить эту территорию между Черным и Каспийским морями - кроме, вероятно, периода железной диктатуры Иосифа Сталина. Но и в период советской власти проблемный регион окончательно усмирен не был: конфликты были только заморожены - и теперь, после коллапса коммунистической системы, они один за другим оживают.

Очаг нездоровья региона - это Чечня, где Россия с декабря 1994 года (с трехлетним перерывом) ведет войну. Сколько человек убито с обеих сторон, точно не известно, но счет идет на сотни тысяч, республика обескровлена. И этот очаг уже давно начал расползаться по всему региону. Вирус, поразивший уже весь Северный Кавказ, для которого у Москвы до сих пор не нашлось противоядия, называется исламским экстремизмом.

С тех пор как Владимир Путин развязал вторую войну против Чечни, он все дает слово уничтожить чеченское сопротивление. Тогда, ранней осенью 1999 года, он обещал мочить чеченских "бандитов" даже в сортире. Но и спустя шесть лет, после нескольких неслыханно жестоких террористических актов он продолжает говорить о "полном уничтожении" всех вооруженных лиц, которые оказывают сопротивление. Это указывает на то, что Путин так и не решил чеченский вопрос, что он даже ухудшил положение, создав тем самым проблему для всего Северного Кавказа. Конечно, не один только Путин. Тогда как сегодняшняя российская стратегия сводится к "чеченизации" войны, то есть Москва перекладывает основную тяжесть борьбы с мятежниками на лояльных ей чеченцев, чеченское сопротивление преследует глобальную цель - распространение войны против России на весь регион.

Гораздо более целенаправленно, чем убитый весной глава мятежников Аслан Масхадов, этой стратегии следует его преемник Абдул-Халим Садулаев. Он открыто говорит о "кавказском фронте", к которому наряду с Чечней он причисляет Ингушетию, Северную Осетию, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, а также два южных российских региона - Краснодарский и Ставропольский края. На этом "фронте" мятежникам, которые называются исключительно "террористами" и "бандитами", Москва противопоставила более 300 тысяч людей в погонах. Некоторые наблюдатели уже этим летом начали говорить о том, что вот-вот грядет "третья кавказская война". Возможно, вчерашнее нападение на Нальчик является ее началом.

Хотя Москва и отправила на Северный Кавказ массу военных и военной техники, но у нее, на что постоянно жалуются все, кто хорошо знаком с положением на месте, нет ясной стратегии, как помочь региону встать на ноги. Уровень бедности и безработицы там еще выше, чем в других частях России. Многие из местных правителей посажены на свои посты Москвой, других она просто терпит, но все они насквозь коррумпированы. Назначение Путиным после трагедии в Беслане уполномоченным по Северному Кавказу Дмитрия Козака пока что ничего региону не дало.

При этом считается, что силовое сопротивление на Северном Кавказе прекратится только тогда, когда иссякнет поддержка мятежников со стороны населения, когда в их ряды перестанут вливаться сотни молодых безработных людей. Это означает, что условия жизни населения должны улучшиться, бедность должна сократиться, что необходимо создавать рабочие места, нужно справиться с произволом чиновников и побороть коррупцию. Но об этом Москва пока что не очень задумывается. Очевидно, выступать с грозными предупреждениями Путину милее, чем выстраивать работающие конструктивные программы.

Источник: Die Presse


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru