Четыре миллиона немцев, достигших совершеннолетия, не умеют читать и писать, и лишь немногие осмеливаются в этом признаться, сообщает сегодняшняя Berliner Zeitung .
Штефан Петерс никогда не умел читать бегло. И сейчас 51-летний плотник из Зигбурга в нерешительности - никак не поймет, хорошо ли, что он признался. Он стесняется, и его слова звучат как оправдание: отец рано умер, у матери осталось четверо детей. Для того, чтобы прокормить семью, он рано пошел работать - в ущерб начальному образованию, рассказывает Петерс.
Эксперты, продолжает издание, называют таких людей "функционально безграмотными". Многие из них остались без начального образования из-за нерадивых, в некоторых случаях и авторитарных родителей, некоторые - в силу семейных обстоятельств.
"На занятиях я принимаю во внимание биографию каждого ученика", - говорит Габриэле Гёрг, занятия которой посещает и Штефан Петерс. Как пишет далее автор публикации, в Германии, по официальным данным, читать и писать не умеют до 4 млн взрослых, но лишь порядка 15 тыс. функционально безграмотных в возрасте от 20 до 70 лет используют второй шанс для того, чтобы научиться этому.
По словам 45-летней Мариты Мюллер, также посещающей курсы Габриэле Гёрг, сейчас ей помогает сын. В детстве ей тоже было не до учебы: она росла в семье, где родители мало внимания уделяли своим 10 детям, и в 13 лет перестала ходить в школу. По словам Габриэле, к ней на занятия нередко приходят женщины 20-летнего возраста, недавно закончившие школу. По словам доцента, видимо, в Германии возможно получить аттестат, не умея по-настоящему читать и писать.
Вальдемару Байеру, рассказывает автор, всегда удавалось скрывать свою неграмотность - иногда хватало простой демонстрации нежелания читать или писать, и учителя сдавались, рассказывает 30-летний мужчина. Тем не менее, сегодня он благодарен работодателю, что тот пошел ему навстречу и помог получить специальность технолога в металлургической отрасли. А за то, что он решился пройти курсы и стать грамотным, он благодарен своей маленькой дочке, которая хочет, чтобы папа читал ей сказки.
По словам Петера Хубертуса, возглавляющего Федеральное агентство начального образования в Мюнстере, Германии нужно побольше подобных курсов. И он признает, что официальные данные по количеству безграмотных среди взрослого населения занижены. Существует еще и проблема финансирования, замечает автор статьи: правительство выделяет 30 млн евро на научные исследования, а затраты на образование - дело федеральных земель. Денег не хватает, признают специалисты.
Что касается тех, кто еще не решился посещать курсы, им, конечно, непросто побороть страх и пойти на откровенность. Тот, кто не умеет читать и писать, привык идти на любые уловки, лишь бы сохранить свою тайну. "Я даже перевязывал руку, ссылаясь на разрыв сухожилия", - рассказывает 41-летний Тим-Тило Фельмер, механик по профессии. Он долго мучился, пока к нему не пришло осознание того, что надо избавляться от безграмотности. А потом он полюбил книги и даже сам написал детскую книжку, в которой главный герой имеет тайну от всего мира. Фельмер теперь много путешествует, рассказывая об этой проблеме и ее последствиях.
В заключение автор публикации приводит историю 69-летней Эльфриды Флёк, которой всю жизнь удавалось скрывать свою неграмотность - даже от мужа. Она использовала трюки и с забинтованной рукой, и с "забытыми" очками - отговорки работали всегда. Все раскрылось во время путешествия с подругой - женщине надо было что-то заполнить своей рукой, тут она не выдержала и призналась. И, говорит пенсионерка, после этого ей стало гораздо легче - больше того, появились мечты. Она пошла на курсы по обучению чтению, получила права, а теперь подумывает о том, чтобы получить аттестат.