Несмотря на глобальную рецессию, российский холдинг "Атомэнергопром" строит амбициозные планы на внутреннем и экспортном рынке, пишет The Financial Times. Стратегия Кирилла Комарова, исполнительного директора компании, демонстрирует колоссальные возможности в ситуации, когда около 20 стран мира хотят развивать атомную энергетику с нуля, а многие другие - обзавестись новыми реакторами, отмечает корреспондент Эд Крукс. "Но эта же стратегия демонстрирует, какие политические трения порождаются этим потенциалом", - полагает издание.
На экспортном рынке атомной энергетики Россия имеет два крупных преимущества: во-первых, во многих странах, знакомых с советскими атомными технологиями с советских времен, велик спрос на новые реакторы, во-вторых, "Атомэнергопром" предлагает широкий спектр работ в ядерной энергетике - от добычи и обогащения урана до строительства и эксплуатации реакторов, сообщил Комаров. Лишь в области восстановления отработанного топлива российские технологии пока недостаточно продвинулись, отмечает газета.
"Атомэнергопром" занимает в мире второе место по запасам урана, контролирует около 40% мирового рынка обогащения урана и 17% - производства ядерного топлива. Это также мировой лидер по строительству АЭС: на данный момент идет работа над 14 электростанциями - пятью в России и четырьмя за границей, в том числе в иранском Бушере, где, по словам Комарова, работы почти завершены.
Налаживание производства ядерного топлива с нуля - процесс сложный и чреватый политическими проблемами, так как технология обогащения урана может применяться и в гражданских, и в военных целях. Чтобы обогащение урана для АЭС осуществлялось безопасно и под международным надзором, Россия предлагает создать специальный транснациональный центр при финансовом участии заинтересованных государств.