В воскресенье сепаратистский молдавский регион Приднестровье проведет референдум о присоединении к России, что сохранит напряженность на границах Европы и грозит раскрыть ящик Пандоры пророссийского сепаратизма.
Около 396 тысяч участников референдума должны будут ответить на вопрос, хотят ли они "добровольного присоединения к Российской Федерации" своей территории, в одностороннем порядке провозгласившей независимость от Молдавии в 1990 году.
Итог референдума сомнений не вызывает: "президент" Игорь Смирнов может рассчитывать на массовое "да".
Поскольку ни одно государство (включая Россию) и ни одна международная организация не признает эту "республику", мероприятие не будет иметь никакой юридической силы: Приднестровье останется "неопознанным летающим объектом" с 550-тысячным населением, зажатым между Украиной и остальной территорией Молдавии.
Получая зарплаты и пенсии, соответствующие 30-50 долларам в месяц, приднестровцы, как и остальные жители Молдавии, будут по-прежнему массово эмигрировать в Россию, где уровень жизни гораздо выше, и в Западную Европу - попытать счастья в качестве строителей или уборщиц.
"Какие будут последствия? Да, в общем-то, никакие. Разве только Игорь Смирнов укрепит свои личные позиции", - пишет российская еженедельная газета "Русский курьер".
Молдавия, бывшая советская республика с населением численностью в 4 млн человек, которая всегда решительно сопротивлялась отделению своей восточной части, не ошиблась. "Она спокойна. Она знает, что международное сообщество на ее стороне", - отмечает западный дипломат, работающий в Кишиневе.
Но в воскресенье все взоры будут обращены на Москву. Признает ли Россия результаты голосования? Откроет ли она объятия своим "братьям" из Тирасполя, которых она уже поддерживает политически и в финансовом отношении?
"Эскиз" ответа уже дан. В среду Россия подвергла резкой критике европейские страны за отказ признать результаты референдума, который осудили и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), и Совет Европы.
"В современной Европе вряд ли корректно и политически дальновидно игнорировать, а тем более неуважительно относиться к такой форме народного волеизъявления", как референдум, заявил российский МИД, не высказавшись, однако, по поводу признания референдума Москвой.
Тем не менее Россия не готова бросить Тирасполь, поскольку Молдавия, пойдя на сближение с Европейским союзом, повернулась к ней спиной. И референдум дает ей аргументы для защиты ее собственных интересов.
"За Приднестровьем стоят российские интересы. Мы не можем их игнорировать, так как мы - маленькая страна", - говорит Виктор Степанюк, генеральный секретарь правящей молдавской коммунистической партии.
Россия по-прежнему держит в Приднестровье около 1400 военнослужащих, что позволяет ей сохранять в Центральной Европе аванпост, в то время как граница Европейского союза и НАТО скоро еще приблизится к Молдавии - после присоединения Румынии, намеченного на будущий год.
Вдохновленные прецедентом Черногории, отделившейся в июне от Сербии, и дискуссиями вокруг статуса Косово, пророссийские сепаратистские регионы снова заявляют о себе: вслед за Приднестровьем, 12 ноября, Южная Осетия проведет референдум об отделении от Грузии.
По мнению директора московского Центра стратегических исследований Андрея Пионтковского, Россия поддерживает "замороженные конфликты", видя в них "средство давления" на бывшие советские республики вроде Молдавии и Грузии, которые она считает недружественными. "Это больше похоже на имперские комплексы. Поддерживая эти территории, мы питаем иллюзию о собственной значимости. Но я не думаю, что Москва пойдет на то, чтобы принять их в свой состав", - считает Пионтковский.