В четверг западные СМИ продолжают размышлять об интервенции крупных российских госкомпаний в западную экономику.
The Times в статье "Кремль связан со сделкой на миллиард долларов" пишет о том, что "Рособоронэкспорт", российский государственный экспортер оружия, приобрел 41% акций российской компании "ВСМПО-Ависма" - крупнейшего в мире производителя титана. Эта сделка - часть усилий Кремля по созданию подконтрольных государству национальных компаний, способных конкурировать на мировом рынке, считает издание.
По данным аналитиков, за эту долю "Рособоронэкспорт" заплатил около миллиарда долларов и, вероятно, выразит готовность приобрести оставшиеся акции. "Сделка еще не завершена", - сообщил работающий над ней юрист. Консультации в ходе сделки осуществляли компании "Ренессанс-Капитал" и Clifford Chance. Акции были приобретены у частных инвесторов.
Данная сделка может создать проблемы западным фирмам, производящим воздушные суда и осуществляющим закупки титана у "ВСМПО-Ависма", поскольку на "Рособоронэкспорт" наложены торговые санкции Госдепартамента США за поставки оружия в Иран. Президент Путин заверил представителей компании Boeing, что "ВСМПО-Ависма" все обязательства в отношении своих партнеров будет выполнять.
Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов - бывший коллега Путина по КГБ. Чемезов заявил, что он стремится вернуть "ВСМПО-Ависма" под контроль государства, поскольку металл, который производит предприятие, имеет стратегическое значение для российской оборонной промышленности.
Die Welt в статье "Новая российская политика сверхдержавы" указывает на то, что Россия бросилась в глобальную игру, на кону которой стоят газ, нефть и влияние. Европа не знает, что ей делать с этим новым российским осознанием мощи. Сближения не получается, отмечает газета.
Россия перестала быть империей и еще не нашла своей новой роли. Но и Запад находится в поиске самого себя, в который входят и поиски новой устойчивой политики в отношении Москвы. Обе стороны нуждаются друг в друге, начиная с иранских ядерных приключений и Ливана и заканчивая Кавказом и Средней Азии, от ВТО и до энергетического обеспечения Европы. Но в то же время обе стороны делают вид, что они друг другу не нужны.
Предложенная Горбачевым концепция единого европейского дома ушла в прошлое. Как практически два десятилетия назад цена на нефть, упавшая до 10 долларов за баррель, сыграла решающую роль в окончательном развале Советского Союза, так и теперь цена на нефть станет весомым аргументом в процессе подъема и формирования новой России. Постепенно Россия с помощью цен на энергоресурсы занимает ключевые позиции, сулящие европейцам радости и горести. Путинская Россия сидит на больших деньгах, и ей теперь не нужно молить о хорошей погоде. Страна, расположенная в 11 часовых поясах, снова становится двуличной евразийской силой, которой некогда была Российская империя, отмечает издание.
Американская газета The Wall Street Journal отмечает, что возглавляемые высшим руководством страны государственные и окологосударственные российские компании ведут разведку по части крупных приобретений в стратегически важных секторах, преимущественно в Западной Европе.
На прошлой неделе контролируемый государством российский банк купил 5,02% European Aeronautic Defense & Space Co (EADS), головной компании Airbus. Крупнейшая в мире газовая компания "Газпром" подумывала о том, чтобы поторговаться за компанию Centrica PLC, крупнейшего в Британии поставщика газа и электроэнергии, пока не отступилась на прошлой неделе. "Газпром" присматривается также к British Gas и другим энергетическим активам в Европе. Весной президент Владимир Путин благословил предполагаемое слияние "Северстали" с Arcelor - тогда вторым по величине мировым производителем стали. Хотя в конце концов Arcelor достался Mittal, русские показали, что готовы состязаться за крупные призы в Европе.
Манера новых русских выставлять свой уровень потребления напоказ держит на плаву индустрию предметов роскоши. Но до последнего времени русские деньги текли на Запад преимущественно из частных источников. Недавний инвестиционный набег из Кремля ставит непростые вопросы перед регулирующими органами и политиками в Европе и США, пишет газета.
В 2000 году бывший полковник КГБ Владимир Путин не делал тайны из своей ближайшей задачи - централизовать власть. Страна, с его точки зрения, была на грани анархии, хотя другие называли это свободой. Он раздавил СМИ, НПО и публичное инакомыслие, до срока прервав короткий российский эксперимент с демократией участия, считает издание.
Покупка доли в EADS - это хороший пример образа действий Кремля. Эти действия не прозрачны. В сентябре пошли слухи о том, что русские деньги подбираются к акциям EADS. На прошлой неделе Внешторгбанк сообщил о покупке - как того требуют европейские правила - акций EADS примерно на 1,2 млрд долларов.
Мотивы вполне могут быть хорошими. В партнерстве с Airbus русские могут попытаться спасти часть своего, унаследованного от советских времен, производства гражданских и военных самолетов. Как и в сорвавшемся слиянии "Северстали" с Arcelor, неуверенная Россия стремится к легитимности в глазах Запада. Может быть, это даже хорошая покупка. Но проблема в том, что мы этого на самом деле не знаем, а эта неуверенность никому не даст спать спокойно, учитывая, что EADS - крупный оборонный поставщик с амбициями расширения в США, указывает газета.