В России назначен новый премьер-министр. По словам людей, которые его знают, он терпеть не может выступать. Скорее всего, так и есть, к тому же, как всем известно, единственный человек, который что-то решает в российской политике, - это Владимир Путин. Всевозможные публичные дискуссии, на которых будет обсуждаться животрепещущий вопрос о наследнике Путина - в кремлевских коридорах, в Госдуме или в Совете Федерации, в исследовательских центрах или на раскаленных до предела радио- и телеволнах - все эти разговоры не будут значить ровным счетом ничего в сравнении с решением единственного органа, который способен оказывать влияние на действия президента. Этот орган - его голова. В таком положении дел - и сила, и величайшая политическая слабость этой большой и непокорной страны.
Назначение Виктора Зубкова заставило даже искушенных "кремленологов" открыть свои Who's Who. На протяжении всей своей бюрократической карьеры Зубков успешно избегал публичности. Он - представитель узкого круга коллег Путина по работе в Санкт-Петербурге, которые проявляют по отношению к президенту полную лояльность. Зубков, которому завтра исполнится 66 лет, готовится покинуть пост главы Федеральной службы по финансовому мониторингу. Целый день напролет он давал интервью, в которых заявил, что, если его деятельность в роли премьера окажется удачной, он, возможно, выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах. Зубков уже начал делать то, чем он действительно может сослужить хорошую службу: снова заставил всех гадать, что на уме у его патрона и кукловода.
Эксперты на протяжении нескольких недель прочили на пост премьер-министра Сергея Иванова - этого воинственного, но вежливого и владеющего английским языком первого вице-премьера. Он по-прежнему остается основным кандидатом на место президента. Путин не раз заявлял, что будет соблюдать конституцию, которая не позволяет ему остаться на третий срок подряд. Но нет ничего, что не позволило бы ему назначить на свое место абсолютно лояльного человека, а через некоторое время вернуться на третий и четвертый сроки. Возможно, Путин и уйдет из Кремля в будущем году, но никто всерьез не думает, что он перестанет неформально управлять страной.
Осталось соблюсти несколько формальностей, вроде парламентских выборов в декабре и президентских - в марте. Выборы в России - это не столько волеизъявление, сколько возможность для избирателей признать кандидата, который уже назначен. Впрочем, в тонком процессе окончательного определения преемника есть свои особенности.
Чтобы создать ощущение естественности передачи власти, наследнику Путина следует создать имидж. Для этого нужно сделать ему рекламу. Но не слишком яркую, поскольку президент не заинтересован в том, чтобы кто-нибудь копался в закулисных процессах. Сколь бы тщательно ни готовилась передача власти, для президента это все равно критический период. Назначение неизвестного ранее чиновника на должность премьер-министра позволит Путину сохранить необходимую интригу.