Грузчик продовольственного магазина, подозреваемый в желании стать самым плодовитым серийным убийцей в постсоветской России, в четверг предстал перед судом, довольно скалясь из клетки и выгнав адвоката защиты, в то время как родственники жертв требовали смертного приговора.
Подсудимый, 33-летний Александр Пичушкин, обвиняется в 49 убийствах, являющихся частью реализации жуткого и последовательного плана убийства по человеку на каждую клетку шахматной доски.
Пичушкину предъявлено обвинение по количеству статей, равному количеству жертв, которые погибли, по словам представителей обвинения, в результате его шестилетнего буйства в огромном и заросшем густым лесом московском парке, где он был арестован в прошлом году. Он также подозревается в убийстве своего соперника, которого он столкнул из окна в 1992 году.
Пичушкин появился в здании Мосгорсуда - бледный, покрытый шрамами и вызывающе спокойный - и медленно проследовал в клетку, пока родственники жертв и члены коллегии присяжных собирались в зале.
Когда судья попросил его сесть, одна из родственниц жертв закричала: "На кол!"
Пичушкин спокойно уселся на скамью с высокомерным и скучающим видом. Через несколько минут он заявил судье, что отказывается от одного из своих адвокатов, сказав, что тот стоит на стороне обвинения. "Он не собирается защищать меня", - сказал Пичушкин.
Судья выполнил его просьбу. Адвокат спешно покинул зал суда, позже отказавшись от комментариев. Назначенный судом адвокат Павел Иванников остался в зале, а потом сказал, что не знает, почему частный защитник был изгнан.
Дело Пичушкина вызвало в Москве возмущение и отвращение - не в последнюю очередь из-за его жуткого бахвальства на национальном телевидении, угроз и самодовольного вида.
Он известен как "битцевский маньяк" - по имени парка, куда обвиняемый заманивал людей, чтобы выпить, а потом топил в коллекторе или забивал до смерти молотком или другим тупым предметом.
После его задержания в прошлом году следователи рассказали, что он вычеркивал одну клетку на шахматной доске после каждой жертвы, поставив себе цель заполнить все 64. Российские СМИ поспешили дать ему новое прозвище - "шахматный убийца".
В интервью телеканалу НТВ, данном после ареста, Пичушкин говорил об убийстве, как будто это что-то обычное и необходимое. "Для меня жизнь без убийств - как для вас жизнь без еды", - сказал он.
Несмотря на его ясное признание, он потребовал назначения коллегии присяжных и был явно доволен спектаклем, который начал разыгрываться вокруг него.
Одна из основных его уловок состояла в том, сообщили правоохранительные органы, что он знакомился с пенсионерами и алкоголиками, рассказывая им, как он горюет из-за смерти своей собаки. Потом он приглашал их выпить в лесу, где, по его словам, находилась могила собаки. Выпив с ними водки, он нападал.
Родственники жертв плакали и изливали свою ненависть за дверями зала суда. Надежда Бычкова рассказала, что ее брата Николая Захарченко Пичушкин убил в ноябре 2005 года. Захарченко жил по соседству с Пичушкиным и часто гулял в парке. Пичушкин, сказала Бычкова, часто бродил по дворам рядом с его домом - видимо, высматривая новых жертв.
Правоохранительные органы также сообщили, что Пичушкин утверждает, что убил не менее 61 человека, однако им удалось обнаружить доказательства только 49 убийств и трех покушений на убийство.
Однако подтверждения его заявлений о большем количестве убийств можно было встретить прямо за дверями зала суда, где два человека сказали, что их родственники пропали, и они подозревают, что это Пичушкин их убил.
Один человек сказал, что его брат вышел из квартиры покурить и не вернулся. Женщина добавила: "И мой брат тоже". Эти люди отказались назвать себя.
Одной из целей Пичушкина, сообщило обвинение, было убийство не менее 53 человек, - на одного больше, чем убил Андрей Чикатило, так называемый "ростовский потрошитель". Чикатило был осужден в 1992 году за 52 убийства и расстрелян в 1994.
Россия ввела мораторий на смертную казнь в 1996 году. Если Пичушкин будет признан виновным, ему грозит пожизненное заключение. Бычкова предложила более суровую кару.
"Я бы своими руками оторвала ему руки-ноги, одну за другой, и сделала бы это на людях, - сказала она. - Он не имеет права ходить по этой земле".