Русская революция 1917 года превратила мечту левых социалистов в ощутимую реальность: для коммунистов всех стран сам факт существования родины социализма был решающим фактором мобилизации и возникновения целой поросли стран, которые провозглашались раем, пишет El País. С развитием политических свобод социал-демократия способствовала улучшению условий жизни, говорится далее в статье. В 1970-х наметилась возможность демократического пути к социализму, в то время как экономические перемены подрывали основы "реального социализма". После крупных выступлений 1968-1969 годов рабочий класс перестал быть главным героем истории, отмечает автор.
Крушение "реального социализма" выявило чудовищность системы, однако левые с их коммунистическими корнями отказались это признавать. Миллионы жертв сталинизма сопоставимы с количеством пострадавших от капитализма, твердят сторонники Чавеса. Пренебрежение демократией - характерная черта неосоциализма, продолжает Антонио Элорса. До прихода Обамы очень активно использовался антиамериканизм, а глобализацию превратили в козла отпущения, забыв об утверждении Маркса, что революционный проект должен быть основан на научном познании действительности. "Отсюда - отсутствие вклада этих радикалов в изучение экономической динамики, приведшей к нынешнему кризису. Изображать мир в черно-белых тонах - не значит анализировать", - отмечает автор.
Забыт и призыв Маркса не цепляться за символы. Теперь достаточно провозгласить себя антиимпериалистом - и дело сделано. Надежды на "социализм XXI века" высказываются на фоне авторитарного популизма какого-нибудь демагога. Мы вновь сталкиваемся с формулой Кастро, нацеленной на систематическое уничтожение политической свободы, и антикапиталистической риторикой, неэффективность которой покрывается за счет экспорта нефти, отмечает Элорса.
Солидарность тоже стала избирательной: с крахом утопии левые стали поразительно прагматичными и избегают сложной борьбы с угнетением и за демократию, подчеркивает автор статьи.