На прошлой неделе российский "Сбербанк" приобрел четверть европейских активов General Motors, пишет The Times. Государственный банк будет финансировать новую российскую и восточноевропейскую империю по производству автомобилей, которая будет контролироваться олигархом Олегом Дерипаской и канадской компанией по производству автозапчастей Magna International.
Как поясняет издание, за совместным приобретением Magna и "Сбербанком" контрольного пакета акций (55%) GM Europe стоит стратегия, поддержанная Кремлем, по созданию глобального автопроизводителя. В течение одного года "Сбербанк" передаст свою долю в европейских активах General Motors компании "ГАЗ", которая сейчас продвигает на рынке свой новый массовый пассажирский автомобиль Sibir.
Учитывая обещанные правительством ФРГ 4,5 млрд евро, спасение компаний Opel и Vauxhall дает редкую для российской компании возможность получить в свое распоряжение бренды, технологии и миллиарды долларов.
Попечитель Opel Дирк Пфейл утверждает, что по меньшей мере 600 млн евро будущей госпомощи от ФРГ будут ассигнованы для операций в России. В своем интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, опубликованном сегодня, он в частности отмечает, что "немецкие ноу-хау будут вскоре переданы России, а рабочие места здесь [в ФРГ] будут урезаны".
Как поясняет издание, "Сбербанк" используют свою разветвленную банковскую сеть в России, Казахстане и на Украине в качестве маркетингового инструмента для развития потребительского кредитования. Займы на покупку автомобиля будут продвигаться вместе с рекламной кампанией Sibir.
"Это будет как GMAC в России, - пояснил советник Magna, имея в виду дочернюю акцептную корпорацию General Motors, специализирующуюся на финансовых услугах. - Ключевая проблема для людей, приобретающих автомобили в России, - это финансирование. "Сбербанк" использует свою разветвленную сеть для обеспечения финансирования или сделок по лизингу".
Лишь каждый пятый житель России владеет автомобилем, пишет The Times. В свою очередь у "Сбербанка" практически нет конкурентов на этом потребительском рынке - у него порядка 30% банковских активов, 20 тысяч филиалов и 260 тысяч сотрудников.
Сделка, подписанная "Сбербанком" и Magna в прошлый четверг, положила конец четырехмесячной неясности о будущей судьбе брендов Opel и Vauxhall. Как пишет издание, "Сбербанк" получил 27,5% активов GM Europe, которые впоследствии будут переданы "ГАЗу". Россия восприняла это решение как собственный триумф. Премьер Путин назвал его одним из первых шагов на пути к подлинной интеграции в европейскую экономику, а председатель "Сбербанка" Герман Греф назвал это соглашение лишь началом.