Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 сентября 2015 г.

Дэвид Брукс | The New York Times

Россия, по которой я скучаю

"Те, кто вырос после окончания холодной войны, возможно, не осознают, как сильно Россия влияла на западную культуру в течение 150 лет", - утверждает обозреватель The New York Times Дэвид Брукс. Более ста лет отношение к некоторым русским феноменам было одной из черт, которые предопределяли мировоззрение интеллектуалов, писателей, художников и активистов. Например, одни смотрели на мир в духе Толстого, другие в духе Достоевского.

Автор объясняет это беспрецедентной энергией, которой тогда отличалась русская культура. Русские рассматривали общечеловеческие вопросы в их крайней форме, проясняющей мышление.

"В Америке русское влияние было особенно сильным", - считает автор. И в России, и в США существовала европоцентричная элита и народ, высмеивавший парижские манеры. Менталитет России и Америки предопределялся эпическими просторами и нецивилизованной красотой их природы.

Но было и различие: "Если Америка излучала в мир некую картину удовлетворенности жизнью, то русские герои излучали ощущение беззаветной преданности духовному", - говорится в статье.

По мнению автора, в русском духе не было буржуазности, экономического подхода и прагматизма.

Еще в 1990-х, на фоне политических потрясений, можно было сидеть в компании русских интеллектуалов и слушать увлеченные разговоры о природе русской души. "Если ночью на кухне было темно, они не говорили: "Давайте сменим лампочку", а много часов толковали о том, что на деле коренная проблема - в русской душе", - пишет автор.

Многие из самых харизматичных русских деятелей стремились к чистоте.

"Все это: духовный жар, пылкий экстремизм, романтический утопизм и трагическая впечатлительность - породило ряд крайне неудачных политических идей. Но оно же придавало культуре кипучую энергию, которая воздействовала на мир", - говорится в статье.

По мнению автора, пока в остальном мире развивалась индустриализация, коммерциализация и буржуазный образ жизни, в России существовала контркультура романтиков, предлагавшая иной лексикон, иной образ мысли и внутренней жизни.

"А теперь ее нет. Россия стала более нормальной страной, чем раньше, в ней лучше живется - по крайней мере, молодым. Но когда думаешь о культурном влиянии России на мир сегодня, вспоминаешь о Путине и олигархах. Теперь Россия символизирует старания удержать власть и незаконно нажитые деньги", - говорится в статье.

Брукс сетует: когда-то, помимо господствующей культуры капитализма и буржуазных манер, было много контркультур, но они хиреют. "Россия предлагала такую контркультуру - иную шкалу ценностей, но теперь и она в основном в прошлом", - говорится в статье.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru