Независимый Курдистан не сможет выжить - такого мнения придерживаются многие, кто находится в Ираке в этот сложный момент, но такое мнение высказывает и он, новый президент Ирака Джалаль Талебани, курд по национальности. Своим заявлением Талебани окончательно дистанцируется от тех, кто думает, что приход курда на главный государственный пост в новом Ираке открывает возможность для отделения северного района.
"Как и любой другой народ, курды хотят обладать правом на самоопределение. Но, оказавшись перед лицом реальности, они понимают, что это невозможно. Даже если соседи и не будут на них нападать, они просто закроют границы. Независимый Курдистан не может выжить", - пояснил Талебани.
"Одно дело - мечта, другое дело - реальность. Курды активно проголосовали за наших кандидатов, которые, однако, требовали федеративных прав, но не самостоятельности", - отметил президент, который все же подчеркнул, что его избрание означает поворот для иракских курдов: "Это исторический момент, тот факт, что я занимаю этот важный пост, что больше нет различий между иракцами: курды больше не граждане второго сорта".
Талебани говорил о задачах, стоящих перед Ираком: первое, принятие новой конституции, которая, по мнению многих шиитов, должна основываться на Шариате: "Ислам - один из источников закона, но не основной. Мы признаем принадлежность иракского народа к исламу, но мы будем уважать и другие религии: мы не согласимся с тем, что ислам должен стать основной формой права".
С первых дней после вступления в должность Талебани начал проводить политику национального примирения, предлагая частичную амнистию и для тех, кто принимал участие в терактах против иракских полицейских или американских военных.
В своих интервью зарубежным СМИ президент дистанцировался от тех, кто требуют смертной казни для Саддама Хусейна: "Я - один из адвокатов, подписавших призыв против смертной казни в мире, и передо мной возникнет проблема, если иракские суды будут выносить смертные приговоры". Вместе с тем он отметил, что не в его компетенции помилование самого известного в мире заключенного. В одном из интервью Талебани сделал прогноз по срокам вывода из Ирака иностранных войск: два года. "Мы пытаемся, как можно быстрее создать наши вооруженные силы. Думаю, что мы можем сделать это за два года, все это время мы будем консультироваться и координировать свои действия с нашими американскими друзьями", - сказал он. Министр обороны Италии Мартино счел такую перспективу слишком пессимистичной: вчера он дал понять, что надеется на более сжатые сроки.