На протяжении двух десятилетий после чернобыльской катастрофы российское атомное строительство сокращалось, а инженеры пытались применить уроки аварии в совершенствовании конструкции реакторов.
Российские электростанции, которые в момент катастрофы 1986 года находились в процессе строительства, были введены в эксплуатацию, но к новым проектам не подступали.
Сегодня амбициозное желание Китая увеличить производство электроэнергии за счет атома способствует возрождению когда-то могучего технического гиганта.
Российский экспортер атомной технологии, компания "Атомстройэкспорт", начала испытания своего первого реактора, построенного в Китае на Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу. Валерий Курочкин, генеральный менеджер пекинского офиса компании, заявил, что коммерческая эксплуатация блока начнется в октябре.
В настоящее время на Тяньваньской АЭС строятся второй реактор и турбинный блок, которые начнут подачу электроэнергии в город Ляньюнган в будущем году.
Компания рассчитывает, что Китай воспользуется российской технологией при строительстве еще двух реакторов на Тяньваньской АЭС.
"Безопасность и надежность сдающегося сейчас в Тяньване первого блока определит будущее российских компаний на китайском рынке атомной энергии", - заявил Курочкин.
Заказы на строительство АЭС в Индии и Иране тоже позволили России развивать атомную инженерию, хотя отечественных проектов не было.
Москва поддержала стремление российской атомной отрасли заключить контракты с китайскими энергетическими предприятиями. Во время мартовского визита в Пекин президент Владимир Путин заявил, что будущее энергетическое сотрудничество двух стран должно включать в себя участие России в строительстве новых реакторов.
Ульрик Стрибаек, специалист по рынку электроэнергии в Международном энергетическом агентстве, заявил, что планы Китая по расширению атомной энергетики могут его превратить в самый быстроразвивающийся мировой рынок реакторов, а Пекин уже продемонстрировал свое желание получить российскую атомную технологию.
В настоящее время "Атомстройэкспорт" участвует в тендере, борясь с французской компанией Areva и американской Westinghouse за контракт стоимостью 8 млрд долларов на строительство реакторов. Однако многие промышленные аналитики говорят, что Россия значительно отстает от конкурентов в борьбе за строительство двух реакторов в провинции Гуандун и двух - в провинции Чжэцзян.
Курочкин, работающий в российской атомной энергетике четыре десятилетия, отказался комментировать слухи вокруг тендера. Но он отметил, что Areva и Westinghouse предлагают реакторы, которые коммерчески не эксплуатируются.
"Насколько мне известно, решение не принято, - заявил он. - Но наше участие в тендере свидетельствует о нашем желании участвовать в развитии атомной энергетики в Китае".
Курочкин сказал, что присутствие его компании в Китае может принести новые заказы, если Китай продолжит инвестировать в атомную энергетику.
При аварии в Чернобыле погибло много людей, а после нее умерли еще 4 тыс. человек, подвергшихся действию радиации, говорится в прошлогоднем докладе международных экспертов.
По мнению некоторых специалистов, неудачная конструкция реактора была одной из причин аварии, испортившей репутацию российской атомной отрасли. Они утверждают, что российские инженеры создали также безопасные и надежные реакторы, а их совершенствование означает, что сегодня Россия предлагает одни из наиболее безопасных и технологичных реакторов в мире.
Иан Хор-Лейси, пресс-секретарь Всемирной атомной ассоциации, зарегистрированной в Лондоне организации, лоббирующей интересы отрасли, заявил, что реакторы, установленные в Тяньване, приближаются к новейшим западным конструкциям. "Это очень хорошие блоки, - сказал он. - Я с удовольствием жил бы по соседству с ними".
Россия и Китай подписали контракт на строительство двух реакторов в Тяньване в 1997 году в рамках развития энергетического сотрудничества между двумя странами.
До 150 российских компаний и поставщиков, 600 инженеров и специалистов сегодня работают на АЭС в Тяньване, совместно с китайской атомной отраслью, что напоминает период до 1960 года, когда в сфере передовых технологий Китай зависел от своего коммунистического соседа.
Курочкин отказался назвать цену контракта, но сказал, что он включает в себя российское финансовое участие.
"Атомстройэкспорт" предлагает тот же проект, конкурируя с реакторами третьего поколения, которые предлагают Китаю Areva и Westinghouse, отметил он.
Но реакторы третьего поколения еще не эксплуатируются ни в одной стране.
Возрождение российской реакторной отрасли пришлось на время, когда необходимость сокращения эмиссии парниковых газов привела к всемирному "ренессансу" атомной энергии.
Это в сочетании с сокращением запасов ядерного топлива со списанных вооружений советских времен привело к росту цен на уран, который используется в реакторах электростанций.
Китай находится на переднем крае этого возрождения, так как пытается удовлетворить потребности своей растущей экономики и уменьшить зависимость от угольных электростанций, загрязняющих воздух в промышленных и сельскохозяйственных районах.
Сейчас в Китае эксплуатируется девять реакторов, и планируется добавить еще 50, в том числе два - в Тяньване. Инвестиции в эти проекты оцениваются в 50 млрд долларов к 2020 году.
Высокопоставленные китайские чиновники утверждают, что доля электроэнергии, произведенной на АЭС, должна вырасти примерно с 2% до более чем 4% к 2020 году. Некоторые китайские эксперты предсказывают, что к 2060 году эта доля может составить более 30%.
После десятилетий, когда во всем мире заказывали мало новых реакторов, китайский контракт очень важен для Areva и Westinghouse.
Для победителя тендера возможность построить реактор третьего поколения станет трамплином для бизнеса в США и Европе.
Ожидалось, что Пекин обнародует свое решение в начале этого года, но переговоры об условиях и передаче технологий еще не закончились.
Китайская сторона требует передачи Пекину передовых технологий для развития отечественной индустрии. В марте французская газета Les Échos высказала предположение, что Areva выбыла из борьбы за контракт, так как отказалась передать Китаю технологию.
Газета также сообщила, что Westinghouse предложила продать планы своего реактора AP1000 за ежегодные отчисления с электростанций.
По мнению аналитиков, важную роль в решении Пекина сыграет политика; администрация Буша лоббирует интересы Westinghouse, а правительство Франции поддерживает Areva.
Если контракт получит Westinghouse, это, по мнению экспертов, будет объявлено во время апрельского визита китайского президента Ху Цзиньтао в Вашингтон. Сделка такого масштаба поможет Китаю противостоять растущему недовольству США по поводу ежегодного дефицита торговли с Китаем в 202 млрд долларов.