Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 апреля 2008 г.

Романо Проди | La Repubblica

"Мир без продовольствия, катастрофы можно избежать"

После стольких разговоров об энергетическом кризисе и финансовом кризисе, мы наконец-то осознали, что существует еще более масштабная драма, чреватая скорыми последствиями для человечества: продовольственный кризис. Миллиарды людей, прежде всего в Африке, в Азии и Южной и Центральной Америке, столкнулись с постоянным и безудержным ростом цен на все сельскохозяйственные продукты, от пшеницы до сои, от риса до маиса, от молока до мяса. Каждый день вспыхивают мятежи, появляются сообщения о репрессиях. Некоторые правительства, египетское например, вынуждены переводить в субсидии на хлеб большую часть средств, полученных от хорошего экономического роста, а в других случаях, как на Африканском Роге, в странах, расположенных к югу от Сахары, и на Гаити остается только отсутствие продуктов питания и приближающаяся перспектива голода.

В основе нынешнего повышения цен, безусловно, имеются положительные моменты, как, например, улучшение рациона в Китае, Индии и многих других странах. Чтобы питаться мясом, используются площади, по меньшей мере в пять раз большие, чем это требуется для рациона питания, основанного на зерновых.

Существуют и другие моменты, которым мало что можно противопоставить: это повышение цен на топливо и удобрения, необходимые для производства или транспортировки продуктов питания.

Но есть и политическое решение, которое неуклонным образом способствует ухудшению ситуации, и прогрессивное отчуждение земель, использовавшихся для производства продуктов питания, под производство биотоплива. На бумаге - это ответ на благородную цель снижения нашей зависимости от бензина и дизельного топлива для транспорта и, как следствие, снижение пагубного влияния на окружающую среду двуокиси углерода. Но, к сожалению, на деле все обстоит не так.

Согласно самым последним исследованиям (проведенным ОБСЕ и Royal Society), технологии, используемые сегодня для производства биотоплива, приводят лишь к ограниченным позитивным результатам, а порой и к негативным результатам. Конечный итог зависит от специфических особенностей территории, но есть специалисты, которые авторитетно заявляют (см. аналитические статьи в National Resources Research), что для производства биотоплива, в том числе и в США, используется энергии на 30% больше, чем получается на выходе.

В общем, это настоящая катастрофа, как с энергетической точки зрения, так и с точки зрения влияния на окружающую среду. Но еще более страшной трагедией является конфликт между производством продуктов питания и производством топлива в период, уже отмеченный нехваткой продовольствия. Это самый настоящий трагический конфликт.

Чтобы описать его просто и красноречиво, достаточно сказать, что количества зерна, необходимого для того, чтобы заполнить топливный бак Sport Utility Vehicle (Suv) этанолом (240 кг маиса на 100 л этанола), достаточно, чтобы кормить одного человека в течение года. И мы уже дошли до того, что для производства топлива используется приблизительно 20% всех площадей, отведенных в США под посевы маиса.

Эта площадь, превышающая территорию Швейцарии, была разом выведена из оборота земель, использующихся для производства продуктов питания, под влиянием мощных аграрных лобби и части плохо информированных или рассеянных лоббистов природоохранных организаций. Как следствие, во всем мире отмечается рост цены на земли и удобрения, что, в свою очередь, приводит к росту цен на продовольствие. И это стало причиной вспышки беспорядков в Мехико, в Египте, в Восточной Бенгалии, в Сенегале, в Мавритании, в то время как ФАО говорит нам о том, что сегодня 36 стран остро нуждаются в поставках пшеницы и риса. Но все это не станет поводом для прекращения производства альтернативных видов энергетического сырья, потому что существуют ситуации, в которых это производство напрямую не конкурирует с сельскохозяйственным производством, используются лесные зоны или речь идет о производстве биомассы. Очень важно при этом инвестировать в исследования, связанные со "вторым поколением" биотоплива: путем отбора новых видов растений, повышения эффективности процессов и использования непроизводственных земель (например, лесосек).

Также необходимо, чтобы правительства прекратили дотировать аграриев с целью снижения производства продовольственного сырья, вынуждая бедные страны из кожи вон лезть, чтобы обеспечить хлеб насущный для тех, кто умирает от голода. И необходимо, чтобы эта цель сразу же была отражена в политических решениях. Первым из них должно стать вмешательство там, где имеют место самые масштабные бедствия. Сразу же собрать 500 млн долларов, необходимых для реализации чрезвычайной Всемирной продовольственной программы ООН, и полтора миллиарда, в которых нуждается ФАО. Но при этом нельзя одновременно не решать основную политическую проблему: необходимо избежать дальнейшего роста цен на продовольствие и не допустить, чтобы страны, производящие избыточные объемы продовольствия, ввели запреты (как это уже делается) на экспорт продуктов питания, что превратит нынешний кризис в мировую трагедию.

Два ближайших крупных международных форума, заседание Всемирной продовольственной организации в Риме и саммит "большой восьмерки" в Японии, должны стать ареной для обсуждения и принятия решений о новой стратегии, которая остановит вредные последствия нынешней политики и при помощи которой можно будет перераспределить мировые продовольственные ресурсы.

Речь идет о непростых решениях, но необходимо действовать, чтобы и в Соединенных Штатах, и в Европе была остановлена конкуренция между производством топлива и продовольствия и были выделены средства на исследования, необходимые для осуществления производства биотоплива нового поколения. Мы больше не можем допустить, чтобы в Африке люди умирали от голода, потому что кое-кто в Соединенных Штатах считает голоса аграриев и землевладельцев более важными, чем выживание миллионов людей. Это правда, что нынешняя политика разрабатывалась во времена, когда все думали, что мы живем в мире, где есть недостаток в топливе и перепроизводство продовольствия. Но сегодня ситуация изменилась. И настал час изменить политику, потому что лекарства, использованные для лечения болезни, оказались более вредными, чем сама болезнь. Глобализация вынуждает нас делать серьезный политический выбор, и Италия, вне всякого сомнения, не может отказаться от своих обязательств.

Также по теме:

Голод опаснее финансового кризиса и терроризма (Обзор прессы)

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru