Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 апреля 2008 г.

Ульрих Хейден | Der Spiegel

Капитализм на диком Востоке

Никакого профсоюза, только наемные работники: западные автомобильные концерны, такие как Renault и Volkswagen, систематически подрывают на российских заводах свои же собственные социальные стандарты. Но одолжение они делают себе только временное

"Вступайте в профсоюз. Это единственная сила, которая защитит ваши интересы", - выкрикивает в самодельный громкоговоритель Петр Подивилов, 33-летний контролер качества, который стоит перед входом на завод Renault в Москве. Вот уже год он пытается создать на заводе независимый профсоюз. Ему удалось собрать 200 человек - однако руководство компании, как он говорит, ставит ему палки в колеса.

Теперь он заручился поддержкой: подошли члены левых групп. Они держат красные флаги и транспаранты, надписи на которых требуют права на проведение забастовок и повышения зарплат. Выступает председатель независимого профсоюза Московского метрополитена и заверяет в солидарности. Многие не пришли - поскольку тот, кто принимает участие в митинге перед заводом, рискует быть уволенным, говорит основатель профсоюза Подивилов.

Поэтому перед заводом "Автофрамос", расположенным на юго-востоке Москвы, собралось всего человек 30. Раньше здесь выпускались легендарные малолитражки "Москвич". Сегодня завод вместе с его 2500 сотрудниками перешел к французскому автомобильному концерну Renault, а в огромных цехах происходит окончательная сборка малолитражного автомобиля марки Logan. Город, бывший владелец автомобильного завода, имеет лишь 5,9% акций компании. Рабочие завода работают в три смены. Ежегодно с конвейера сходит 80 тыс. малолитражек.

Рабочие боятся привлечь к себе внимание

Молодые люди, распространяющие листовки, добросовестно стараются втянуть в разговор рабочих, которые по окончании смены покидают завод, но останавливается лишь несколько человек. Большинство рабочих, втянув голову в плечи, проходит мимо. И непонятно, виноват ли снег, который из-за сильного ветра метет прямо в лицо или страх привлечь к себе ненужное внимание.

Дело в том, что недалеко от профсоюзных активистов стоят две машины с опущенными стеклами. "Они снимают", - считает Дмитрий (имя изменено по просьбе редакции), один из молодых профсоюзных деятелей, который сам работает на конвейере. Он показывает на улицу, на синий Renault Logan с открытым окном. "И отсюда, - активист указывает на запачканный белый автомобиль сзади него, - Они тоже снимают". Кроме того, на место прибыл милицейский патруль из шести человек; из белой "Хонды" милиционеры наблюдают за заявленным в соответствии со всеми правилами митингом.

Дмитрий получает в месяц 20 тыс. рублей (555 евро). 16 тыс. составляет основная зарплата, 4 тыс. - премия. По мнению 24-летнего Дмитрия, это слишком мало для тяжелой работы у конвейера. К тому же, как известно, Москва входит в число самых дорогих городов мира. Но Дмитрий недоволен не только скромной зарплатой. На заводе многое вызывает недовольство: руководство предприятия ликвидировало информационную доску независимого профсоюза, рабочих больше не пускают на обеды в столовую завода. По всей видимости, служащие больше не хотят обедать вместе с рабочими.

Рабочие вынуждены есть обеды, которые доставляются откуда-то со стороны, сидя в помещении, в котором есть только стулья, столы и микроволновка - даже посуду им приходится приносить из дома. Кроме того, руководство предприятия, по словам Дмитрия, скрывает факты несчастных случаев на производстве: когда пару дней назад опрокинулась канистра с ядовитым растворителем и один рабочий обратился к заводскому врачу с жалобами на признаки отравления, ему сказали, что не станут регистрировать это как случай отравления.

Директор по связям с общественностью "Renault Россия" Оксана Назарова опровергает обвинения в сокрытии фактов несчастных случаев. Происшествие с растворителем сейчас расследуется, некоторые рабочие находятся на больничном. И в отношении других случаев она ничего не хочет знать о критике: независимому профсоюзу на заводе не чинятся никакие препятствия - кроме того, на предприятии существует еще и производственный совет.

"Указания из Франции"

При этом условия для российских профсоюзов не так уж и плохи, поскольку российский авторынок переживает расцвет. Иностранные компании строят в Москве и Санкт-Петербурге заводы, на которых автомобиль проходит окончательную сборку: таким образом удается обойти высокие таможенные пошлины на ввоз автомобилей в страну. На заводах в России таких автомобильных концернов, как Ford, Volkswagen, Renault, General Motors, Toyota и Nissan, собираются автомобили из привезенных из-за границы запчастей.

Несмотря на это, руководство компании не хочет видеть на заводе профсоюзов, говорит профсоюзный активист Renault Подивилов. "Они получили прямые указания из Франции". По словам Виктора Горенкова, заместителя председателя профсоюза "Автосельхозмаш", входящего в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) - преемницу советских профсоюзов - ФНПР уже безуспешно пыталась создать на заводе Renault в Москве профсоюзную организацию. "Наши активисты были вынуждены уйти с предприятия под давлением его руководства".

Представитель Renault Назарова опровергает утверждение, что руководство предприятия оказывает давление. Тот факт, что первая попытка создать на заводе профсоюз потерпела поражение, связан, по мнению Назаровой, которая обучалась кадровой политике во Франции, с тем опытом, который остался у рабочих в этой области с советских времен.

И это не единичный случай: ни на одном из недавно отрытых западных автомобильных заводов ФНПР до сих пор не удалось создать профсоюзную организацию, в том числе и на новом заводе Volkswagen. На построенном немецким концерном Volkswagen заводе к югу от Москвы, в Калуге, производится окончательная сборка автомобилей. Ежедневно на этом предприятии, где работы ведутся в четыре смены, будет сходить с конвейера 160 автомобилей таких моделей, как Passat, Jetta и Skoda Octavia.

До сих пор там работает 300 сотрудников, но все они были предоставлены местным агентством по подбору персонала. Тот, кто прошел испытательный срок, который длится 6 месяцев, трудоустраивается концерном Volkswagen. Но и здесь не заинтересованы в создании профсоюза: "Мы работаем на базе социального партнерства", - писали в письме Фридриху-Вильгельму Ленцу, генеральному директору ООО Volkswagen RUS, представители ФНПР. Посредством создания профсоюза на заводе Volkswagen ФНПР хочет выстроить хорошие отношения с руководством компании. Однако письмо так и осталось без ответа.

Лидеры забастовки становятся героями среди рабочих

Представитель Volkswagen Кристоф Адомат оправдывает поведение концерна тем, что производственный совет в настоящее время занимается проверкой информации, изложенной в письме. Обвинения в том, что концерн не допускает создания на заводе профсоюза, он комментировать отказался. "Исключено", чтобы Volkswagen не сотрудничал с профсоюзами на своем заводе в другой стране, заявил и пресс-секретарь производственного совета концерна Гуннар Килиан. Но и он был не готов подробно комментировать ситуацию на заводе в России.

Есть сомнения, разумна ли очевидная стратегия концерна держать ФНПР подальше от своих заводов, поскольку пробелы заполняют независимые профсоюзы, которые настроены более радикально, чем избегающая конфликтов и верная правительству ФНПР. На заводе Ford в Санкт-Петербурге, где ежегодно с конвейера сходит 75 тыс. автомобилей марки Focus, независимые профсоюзы в конце прошлого года в ходе 4-недельной забастовки добились повышения заработной платы в интервале от 16 до 21% и повышения уровня среднемесячной зарплаты до 25 586 рублей (710 евро).

Эта забастовка стала самой продолжительной с момента распада СССР, СМИ подробно следили за ее ходом. Лидер забастовки Алексей Этманов стал известным на всю страну героем среди рабочих. Не в последнюю очередь по этой причине рабочий завода Renault Дмитрий бесстрашно продолжает держать свой транспарант: "Даешь нормальные обеды!".

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru