Война на Кавказе одномоментно по-новому откалибровала расстановку сил в мире. Россия в жесткой форме продемонстрировала США, насколько в реальности ограничено влияние Америки в этом регионе - несмотря на усилия американцев укрепить Грузию как союзника на южных рубежах России, а возможно, и ввести его в НАТО. Не возникает сомнений в том, что геополитические последствия быстротечной военной операции, проведенной Россией, будут ощущаться еще долгое время.
В этой связи возникает два вопроса: неужели США позволили захватить себя врасплох? Какие последствия будет иметь тот факт, что Америка не встала на защиту своего союзника? Невозможно представить, чтобы американские спецслужбы не были осведомлены наилучшим образом о развитии событий как внутри Грузии, так и вокруг нее. Если они были проинформированы о намерениях грузинского президента и позиции российских военных, тогда они, похоже, стали жертвами неправильной оценки и просто не рассчитывали на то, что Россия столь активно вмешается в конфликт. Большего позора не придумаешь.
В любом случае США недооценили взрывную силу кризиса на Кавказе. Русские еще с удовольствием воспользуются этим упущением. Москва впервые после развала СССР показала силу и прорвала опасное с ее точки зрения окружение, простирающееся от стран Балтии через Польшу и Венгрию, Украину и до Грузии. Москва последовательно придерживается стратегии экс-президента и нынешнего премьера Владимира Путина: он хочет вернуть прежнюю сферу влияния России. Путин долго ждал подходящего случая, и таковой предоставил ему президент Грузии Михаил Саакашвили, когда отправил в Южную Осетию грузинскую армию.
То, что США ограничились лишь риторическими нотами протеста, России весьма на руку. Москва может теперь подвергнуть сомнению надежность США. Америка выставила себя ненадежным партнером, который мешкает с помощью, когда союзник оказывается в беде. Везде, где США хотят расширить свое влияние, этот месседж будет понят правильно: в Восточной Европе, Центральной Азии, на Среднем Востоке. Теперь и дебаты о запланированном США размещении элементов системы ПРО в Польше и Чехии видятся в ином свете.
Кроме того, своей пассивностью США продемонстрировали то, что они относятся к Грузии как к запасному стратегическому аэродрому. Они сконцентрированы в основном на Среднем Востоке, а точнее на Иране. Возможно, как раз в этом кроется истинная причина их бездействия: США предпочли отстраниться, чтобы не ставить под угрозу возможное участие России в дальнейших санкциях против Тегерана.
Не исключено, однако, что Москва во время будущих переговоров относительно ядерной программы Тегерана сыграет на своей только что выставленной на показ силе. Москва дала четко понять, что она намерена иметь весомое слово в great game - "большой игре" за месторождения энергоресурсов на Кавказе и Среднем Востоке. Россия и впредь не всегда будет действовать в интересах США, поставляя, например, оружие в страны, которые не входят в число друзей Америки.
Теперь в геополитических конфликтах США будут иметь дело с другой Россией. Со страной, которая подвела базу под свои притязания на статус великой державы. Со страной, которая в то время, когда силы американцев сосредоточены в Ираке и Афганистане, может указать США на границы. Если США думали, что могут контролировать Россию в экономическом и политическом плане, то теперь им пришлось вернуться с небес на землю - и случилось это самое позднее в конце прошлой недели. России потребовалось почти два десятилетия на то, чтобы справиться с потрясением от развала Советского Союза. Но теперь вернувшая себе силу благодаря энергоресурсам и премьер-министру, который хочет реализовать мечту о прежнем могуществе российской империи, Москва дает отпор США.
Эти события не перерастут в холодную войну. Но внешнеполитические стратеги в Вашингтоне должны серьезно задуматься. Соединенным Штатам придется принять новое положение вещей.