Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 августа 2008 г.

Эндрю И. Крамер | The New York Times

План мирного урегулирования дает России логические предпосылки для дальнейшего наступления

В среду в 2 часа ночи без нескольких минут президент Франции Николя Саркози объявил, что достиг, казалось бы, совершенно невозможного - убедил лидеров Грузии и России согласиться на комплекс принципов, который положит конец войне.

Все обменивались рукопожатиями и поздравлениями. Но, когда рассвело, российские танки снова перешли в наступление - на сей раз они заняли позиции вокруг стратегически важного города Гори в Центральной Грузии.

Вскоре стало ясно, что договоренность из шести пунктов не только не замедлила российского наступления, но также позволила России утверждать, что она вправе войти вглубь Грузии в рамках так называемых дополнительных мер безопасности, дозволенных ей по условиям соглашения. Саркози, по словам высокопоставленного представителя Грузии, который присутствовал на переговорах, также не удалось убедить российскую сторону согласиться на какой-либо временной лимит их силовых действий.

Незадолго до полудня европейские официальные лица начали выступать с предостережениями об опасности потворства российской агрессии, а представители Грузии сокрушались, что рычаги, которыми располагает Запад, столь слабы.

"Я имею в виду бессилие Европы и Соединенных Штатов, их неспособность объединиться и применить рычаги давления, а также осознать степень угрозы", - сказал вышеупомянутый источник - высокопоставленный представитель грузинского руководства, присутствовавший на переговорах Саркози с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

Позднее источник предоставил New York Times копию соглашения с пометками, которые, по его словам, относятся к изменениям формулировок, предложенным грузинской стороной, но не получившим одобрения.

По словам западных дипломатов и грузинских официальных лиц, сейчас для правительства Грузии является животрепещущим вопрос, дает ли соглашение российской стороне возможность для интерпретации оккупации Гори и окрестной зоны как действия, отвечающего условиям прекращения огня. Этот шаг позволяет россиянам контролировать основную магистраль, проходящую по стране с востока на запад, изолировать столицу страны, Тбилиси, от Черноморского побережья и перекрыть важные каналы снабжения.

В ответ США в среду начали посылать в Грузию войска для налаживания гуманитарной помощи столице.

Франция выступила как посредник при заключении соглашения, поскольку именно она сейчас председательствует в Евросоюзе. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер посетил Тбилиси и уехал с планом прекращения огня, содержавшим четыре пункта.

Условия были таковы: не применять силу; прекратить военные действия; открыть в зонах конфликта гуманитарные коридоры; вернуть грузинские и российские войска на позиции, которые они занимали до войны.

По словам источника в руководстве Грузии, на встречах в Москве российская сторона настояла на двух дополнительных пунктах, и Саркози привез эти требования в Грузию. Его самолет совершил посадку во вторник в одиннадцатом часу вечера. Из аэропорта Саркози поехал прямо в здание парламента для встречи с Саакашвили.

Проводя переговоры с позиции силы, россияне потребовали принять пятый пункт, который позволяет их войскам выполнять, согласно формулировке, роль миротворцев даже за пределами сепаратистских анклавов, где началась война, с оговоркой, что впоследствии, после заключения соответствующего международного соглашения, эта необходимость может отпасть.

Расплывчатость формулировки пятого пункта позволяет российским миротворцам принимать "дополнительные меры безопасности" вплоть до создания международных механизмов мониторинга.

Грузинская сторона попросила оговорить в соглашении срок завершения этих расплывчато понимаемых миротворческих действий России, но, по словам грузинского источника, Саркози ответил: если не будет заключено соглашение, возможна атака российских танков на столицу. "Он говорил, что обстановка сложная. Он сказал: "Их танки в 40 километрах от Тбилиси. Вот с чем мы имеем дело"".

Затем Саркози попытался позвонить президенту России Дмитрию Медведеву, чтобы внести изменения по поводу срока. Советник, присутствовавший при этом, сказал, что на российской стороне два часа не брали трубку. Когда президент Франции все-таки дозвонился, его предложение отвергли.

Шестой пункт, одобренный обеими сторонами, гласит, что вопрос о статусе спорных сепаратистских областей будет решаться в будущем.

Высокопоставленный представитель США, посвященный в ход переговоров, тоже сказал, что на пятом пункте, касающемся так называемых дополнительных мер безопасности, настояла российская сторона. "Полагаю, это было изложено в форме: "Вам придется под этим подписаться", - сказал источник, подразумевая уговоры, с которыми Саркози обратился к грузинской стороне. - Предполагаю, он дал им понять: "Вот лучшее, чего я смог добиться".

Связаться с французскими и российскими официальными лицами для получения их комментариев к описанию переговоров грузинским источником не удалось.

Саркози и Саакашвили сообщили о заключении соглашения примерно в 2:00 ночи, и вскоре после этого к Гори двинулись российские танки и военнослужащие. Российская сторона сослалась на пятый пункт, утверждая, что выявила угрозу местному населению, оправдывающую миротворческую миссию российских войск в городе.

Официальный представитель президента Медведева сказал, что они заняли позиции вокруг города, чтобы защитить местное население от жителей Южной Осетии, намеренных отомстить этническим грузинам за то, что Грузия, по версии России, целиком разрушила Цхинвали, столицу Южной Осетии, и уничтожила мирных граждан. По сообщениям российской стороны, ее войска также занимаются в Гори обезвреживанием оружия, которое грузинские войска бросили без присмотра.

Кроме того - по-видимому, то был язвительный намек на отступление грузинской армии, получавшей оснащение от США, - российский генерал, комендант города Вячеслав Борисов особо остановился на опасности захвата мародерами тысяч автоматов американского производства, которые, по его словам, были брошены без охраны на военной базе. Генерал Борисов выступал в среду вечером на импровизированной пресс-конференции на шоссе близ Гори, заполненном российскими военными грузовиками и бронетехникой.

Алексей Павлов из пресс-службы Кремля заявил, что российские войска имеют право предпринимать любые шаги, необходимые для предотвращения боевых действий.

По его словам, пятый пункт соглашения предполагает это право, но добавил, что Россия считала бы подобные действия оправданными и "в отсутствие каких-либо соглашений".

Некий высокопоставленный представитель США сказал, что пятый пункт соглашения о прекращении огня может повлечь за собой дальнейшее наступление России, в том числе атаку на Тбилиси, призванную посеять панику и подорвать популярность Саакашвили. По словам этого источника, согласие международного сообщества на присутствие россиян в Грузии в качестве миротворцев "на данном этапе - нелепость".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru