Цифры говорят сами за себя: по данным религиозных структур, за последние три месяца около 60 тысяч христиан бежали из Ирака - в основном, в Сирию и Иорданию. В стране осталось менее 700 тысяч христиан, что не составляет и 3% населения.
"Сигнал" 1 августа был понят правильно: в тот день серия взрывов церквей (4 - в Багдаде и 2 - в Мосуле), произошедших после окончания службы, унесли жизни по меньшей мере 10 человек, а 50 человек получили ранения. Столь радикальным способом христианам напомнили, что они должны как можно скорее покинуть Ирак. Эти теракты исламистских повстанцев не были последними: 16 октября, по случаю наступления месяца рамадан, в Багдаде были атакованы 5 церквей, а 8 декабря еще 2 мечети стали мишенями террористов в Мосуле.
Проводя последнюю операцию, боевики сначала под угрозой оружия вывели из храма прихожан, после чего привели в действие взрывные устройства. Тем самым они хотели показать, что собираются уничтожить все следы присутствия христиан в Ираке, где они жили еще в IV веке, за три столетия до появления ислама. За период с 1 августа не менее 25 церквей и монастырей стали объектами терактов.
Места отправления культа - не единственные мишени повстанцев. В Багдаде, как и в Мосуле (север Ирака) или Басре (юг), закрылись почти все магазины по продаже спиртных напитков и видеокассет, и даже салоны красоты, принадлежавшие преимущественно христианам. Некоторые заведения были сожжены, а их владельцы - зверски убиты.
Незащищенные. Эта эпидемия, судя по всему, охватила и христианские районы столицы. Здесь почти нет прохожих, редки автомашины, лишь иногда по улицам проезжает моторизованный патруль иракской полиции, обозначающей этим свое присутствие. По воскресеньям церкви пусты: люди боятся. Раньше для девушек воскресная служба была поводом одеться понаряднее, "показать себя". Сегодня они стараются выглядеть как можно скромнее.
В церкви Азра-Фатима, основанной французским востоковедом Луи Массиньоном, число прихожан, сохранивших верность латинскому обряду, сократилось с 200 до 75, если не до 50. "Из других кварталов сюда больше не приходят", - говорит отец Гадир. Именно в смешанных кварталах христиане чувствуют себя наиболее незащищенными. Только на одной из улиц преимущественно шиитского квартала Эд-Дура на 12 магазинах, принадлежащих христианам, висит вывеска: "продается".
"Здесь христиане - излюбленная мишень. Были нападения на церкви, убийства, похищения. Была даже попытка похитить монахинь из монастыря Младших сестер Иисуса", - рассказывает Юсуф Тома, иракский доминиканец-философ. При этом в целом шииты и христиане в Ираке уживаются друг с другом неплохо. Последние рады покровительству со стороны великого аятоллы Али ас-Систани, который выступил в их защиту.
Но положение продолжает ухудшаться. По словам Вильяма Варды, руководителя Ассирийского демократического движения, недавно в квартале, который отец Гадир называет "Багдадской Эль-Фаллуджей", были зверски убиты две пожилые уборщицы, заподозренные в работе на американские войска.
Похищения. В Мосуле ситуация еще серьезнее. "В некоторых кварталах бывает, что экстремисты-салафиты приходят в дома христиан и говорят им: "Или вы станете мусульманами, или мы вас убьем", - рассказывает Юсуф Тома. В течение всего месяца рамадан студенты-немусульмане избегали ходить на занятия. В частности, девушки, которые боялись стать жертвами похищения.
"Так было с двумя молодыми христианками. Исламистские группировки передавали их друг другу, насилуя их по очереди. Им удалось бежать, когда их собирались продать, как невольниц", - рассказывает монах. "Были случаи, когда девушек обливали кислотой за отказ носить платок", - добавляет Вильям Варда.
Отчаяние. В провинции обстановка не лучше. В северных иракских городках, населенных преимущественно халдеями, местные жители живут, как в осажденной крепости, не осмеливаясь покидать пределы своей территории. В Каракоше после нападения на их микроавтобус студенты не хотят ходить в университет.
"Из одного террора мы погрузились в другой. При Саддаме мы боялись режима, особенно его тайной полиции. Врагом мог быть брат, друг, сосед. Но мы знали, кто это был: государство, партия, полиция. Теперь, когда государства больше нет, мы не знаем, откуда ждать угрозы", - говорит отец Тома. "Люди настолько отчаялись, что они теряют веру. Они спрашивают нас: "А что же делает Бог?" - добавляет отец Гадир.