Как показывают недавние регистрации "Новолипецка", "Евраза" и прочих, российские компании устремляются в Лондон, привлеченные глубокими денежными водами Сити. Но зарегистрированным британским компаниям, движущимся в противоположном направлении, надо посоветовать сначала выучить русский для подачи исковых заявлений.
Хотя российский рынок слишком велик для скоропалительных обобщений, некоторые британские компании, инвестировавшие в страну, кончили обращением в суд. Их опыт заставил многих усомниться в том, что Россия стала более прозрачным местом для ведения бизнеса.
Многие зарегистрированные на британской бирже компании занимаются природными ресурсами и котируются как Aim. Эти сравнительно небольшие предприимчивые горнодобывающие и нефтегазовые фирмы обычно осваивают новые территории раньше, чем корпорации, избегающие риска. В 1990-х годах многонациональные корпорации, в частности из нефтяного сектора, обожглись на России и многие ушли.
Но в последнее десятилетие группы категории Aim идут на этот рынок. Результаты неоднозначны.
Примерами компаний, столкнувшихся с правовыми проблемами, являются Sibir Energy и Celtic Resources. Бизнес обеих компаний в России процветает. Но право их собственности на важнейшие активы оспаривает более крупный конкурент.
Одним из главных активов Sibir Energy является совместное предприятие с российской нефтяной группой "Сибнефть" по разработке нефтяного месторождения Южно-Приобское в Сибири.
В 2004 году оказалось, что 50-процентная доля Sibir в предприятии "Сибнефть-Югра" была растворена до 1% путем эмиссий акций в 2002-2003 годах.
Sibir утверждает, что у "Сибнефти" нет права это делать. "Сибнефть", которую миллиардер Роман Абрамович продал контролируемому государством "Газпрому", со своей стороны говорит, что действовала в рамках закона и во исполнение соглашений с ее акционерами.
На ежегодном собрании Sibir на прошлой неделе крупный акционер компании, российский бизнесмен Шалва Чигиринский заявил, что надеется в 2006 году получить назад долю в "Сибнефть-Югра", так как у Sibir в настоящее время складываются хорошие отношения с "Газпромом".
"В истории Sibir Energy отражается новейшая история России", - отметил Чигиринский.
В Celtic Resources такая же история. Горнодобывающая компания ведет тяжбу с "Полюсом" - золотодобывающим подразделением российского ГМК "Норильский никель". Речь идет о праве собственности за серебряный и золотой рудник "Нежданинское" в Якутии.
В 1997 году Celtic купила 50% Южно-Верхоянской горнодобывающей компании (ЮВГК), которой принадлежит "Нежданинское".
Но в сентябре российская алмазная группа "Алроса" продала свои 50% ЮВГК "Полюс", а не Celtic, как было договорено. "Полюс" попытался произвести изменения в ЮВГК, в частности, заменить представителя Celtic на посту президента представителем "Полюса".
Celtic оспорила в суде весь процесс продажи. В ноябре суд счел сделку между "Алросой" и "Полюсом" незаконной и наложил запрет на все изменения, ставшие ее результатом.
Управляющий директор Celtic Кевин Фу говорит: "Это свидетельствует о том, что российская судебная система, даже в такой отдаленной области, как Якутия, бывает эффективной".
По словам Фу, пять лет назад выигранный иностранной компанией иск против местной фирмы был чем-то неслыханным.
Проблема с правом собственности компании Celtic на "Нежданинское" возникла из-за займа, взятого Celtic у российского банка "Зенит" в 2000 году. Компания использовала 30% акций ЮВГК как обеспечение.
Celtic утверждает, что вернула кредит в 2002 году, но "Зенит" сообщил ей, что акции были переведены в компанию на Каймановых островах, а затем - на Британские Виргинские острова. Личность владельца этих компаний остается загадкой. По словам Celtic, ожидается, что российские суды ее установят.
Критики говорят, что Celtic и Sibir были не готовы к реалиям бизнеса в России. В результате они оказались уязвимыми для конкурентов.
Общая ошибка, которую совершают все небольшие компании: обещать правительству слишком много. Для тех, кто работает с полезными ископаемыми, это означает разработку рудника или месторождения до получения необходимых средств. Когда компания действует медленно, местные или центральные власти могут потерять терпение и обратиться к более крупной российской компании.
Однако история британской пивоваренной компании Scottish&Newcastle показывает, что неприятности бывают не только у небольших фирм. В России S&N столкнулась с трудностями с совместным российским предприятием с датской компанией Carlsberg.
Предприятие Балтийский пивоваренный холдинг (BBH) владеет акциями ряда российских пивоваренных заводов. Холдинг попытался слить эти заводы с самым большим, "Балтикой", чтобы создать более эффективную компанию.
Но по пути BBH вызвал недовольство миноритарных акционеров. В июле миноритарные акционеры "Балтики" блокировали попытки слияния пивоваренного завода "Пикра" с "Балтикой". Миноритарии утверждали, что руководство неправильно оценило "Пикру". Миноритарный акционер "Электромир" подал иск. Другой акционер начал судебный процесс по одной из предыдущих сделок BBH.
BBH утверждает, что действовал этично и законно. По его мнению, оценка пивоваренных заводов справедлива. Но компания признает, что были допущены ошибки, и утверждает, что ей не следовало ожидать, что миноритарные акционеры обязательно одобрят сделки. "Мы не учитывали то, что у людей могут быть другие цели", - говорит Джон Николсон, президент международного подразделения S&N.
Иностранным компаниям не следует винить Россию в промахах собственного менеджмента, считает аналитик Renaissance Capital Роб Эдвардс. "Надо отделять проблемы, связанные с деловым климатом, от проблем, связанных с менеджментом".
В секторе природных ресурсов собственность на активы, которые раньше принадлежали государству, часто оспаривается. Российские компании, регистрирующиеся в Лондоне, отмечают это как один из главных рисков.
Конкуренты доставляют меньше неприятностей иностранным компаниям, если разрабатывают то, что сами открыли, а не борются за один участок, говорит Эдвардс.
Компании, добившиеся успеха в России, такие как Peter Hambro Mining, добывающая золото в Сибири, отмечают, что важно найти хороших партнеров и продемонстрировать добрую волю, нанимая местных сотрудников, а не иностранцев.
Главным акционером Peter Hambro Mining является Павел Масловский, вице-президент компании, имеющий нужные связи.
Важен и местный опыт, отмечает Николсон. Он советует компаниям, делающим бизнес в России, на ранних этапах распространять информацию для инвесторов и нанимать хороших российских юристов.
Но Владимир Лисин, президент и главный акционер "Новолипецка", советует иностранным группам перестать скулить. "Россия - хорошее место для того, чтобы инвестировать и делать деньги", - заявил он в недавнем интервью. Некоторые иностранцы тратят слишком много времени, "спрашивая правительство, что оно может им дать".
Британский бизнесмен, имеющий дело с Россией, утверждает, что ситуация улучшается, хотя связи в правительстве по-прежнему важны. "Чем больше оно ориентируется на бизнес, тем меньше бюрократии и, как следствие, меньше коррупции".
Впрочем, не все так оптимистичны. "Риск операций в России в последние годы не меняется, - говорит Грэхэм Берч, возглавляющий горнодобывающее направление в Merrill Lynch Investment Managers. - Но эти риски включены в стоимость акций компаний, действующих там".