Возлагать вину на обстоятельства - порой значит уклоняться от человеческой вины. Мы должны помнить, что политика властей сама по себе не является причиной кошмарных похищений и убийств в декабре пяти женщин в Ипсвиче - непосредственную ответственность несет развращенный ум того, кто совершил эти нападения. Но уже понятно, что два различных запрета сформировали среду, в которой погибли эти женщины, и следовательно, должны быть в центре дискуссий о том, как предотвратить другие такие же смерти. Проституция и тяжелые наркотики как минимум частично выходят за рамки закона и при этом распространены гораздо больше, чем общество готово признать.
Пять женщин - Джемма Адамс, Таня Никол, Анели Олдертон, Пола Кленелл и Аннета Николс (две последние, как опасаются, погибли, но пока это не подтверждено) - были связаны тем, как они жили, и тем, как они умерли, они - жертвы самых жестоких реалий жизни. То, что произошло в Ипсвиче, могло произойти в любом городке и, хотя не столь драматично, происходит и довольно часто. В каждом городке есть свои наркоманы, и в каждом городке есть свои представительницы сферы сексуальных услуг. Понадобились ужасные смертоубийства в Ипсвиче, чтобы напомнить людям об этом.
Пока мужчину - а это, конечно, мужчина и, хотя полиция говорит, что рассматривает все возможности, один мужчина, - который несет ответственность за эти смерти, не поймают и не осудят, многое о том, что произошло, останется неизвестным. Пока все умозаключения могут быть только промежуточными. Но инциденты уже приобрели значимость, и не только по инициативе СМИ, хотя вид автомобилей со съемочными группами, стоящих в очереди у лесов и полей, где находили трупы, является признаком того, как относятся к подобным историям в эпоху непрерывной передачи новостей.
Эти смерти потрясли и зачаровали, поскольку вселили в людей тревогу. Их скорость, продемонстрированная как бы в режиме реального времени, добавляет ужасную (и, наверное, умышленную) напряженность. Это выглядит почти так, как будто границы между телевымыслом и телереальностью исчезли; кадры на экране кажутся знакомыми по десяткам детективных программ. Понятно, что люди хотят знать, что произошло и почему, и правы, когда хотят, чтобы общество приняло меры по ограничению вреда в будущем, реагируя не только эмоционально.
Реакция должна двигаться в одном направлении - к пересмотру того, как контролируются наркотики и проституция. Смерти в Ипсвиче уже открыли дебаты о том, как это можно сделать. Эти дебаты показали также, что отношение меняется. Полиция Суффолка взялась за это дело с озабоченностью, какой не было в прежних расследованиях, например в деле йоркширского потрошителя. СМИ относятся к жертвам как к людям, заслуживающим уважения, а не (как могло бы быть раньше) к женщинам, которые сами навлекли на себя все беды. Их изображают детьми и матерями с рухнувшими мечтами и трудной жизнью.
Если этот подход предполагает, что проституток (если не проституцию) видят в более честном свете, контроль все же можно поставить под сомнение. Женщины, загнанные в темные углы городка, уязвимы. Но наркотики - вот где коренится отчаяние почти всех уличных работниц, это необходимость платить за них и отсутствие возможности освободиться от зависимости. Методы контроля над проституцией развиваются, но наркоманы так и не находят места в официальной системе, которая начала внедряться. Они останутся на обочине и под угрозой. Приоритетом является поиск реалистичных способов справиться с дешевыми наркотиками, наводняющими такие города, как Ипсвич, а это подразумевает помещения для потребления и лечение.
Будем надеяться, что скоро ужасные события в Ипсвиче так или иначе завершатся в суде. Но в каждом городе и городке другие женщины по-прежнему будут выходить на улицы и выполнять ужасную и опасную работу. По крайней мере, открылось окно, показывающее жалкую жизнь, которую они ведут.