Для Московской биржи это стало неделей взлетов: сначала известие о том, что президент Владимир Путин будет поддерживать на предстоящих в марте 2008 года президентских выборах кандидатуру считающегося сторонником либерализма в экономике первого вице-премьера Дмитрия Медведева. А затем и заявление последнего о том, что он хочет сделать своего "приемного отца" в политике премьер-министром. Этот двойной удар поднял основанный на долларе индекс РТС до исторически высокого уровня.
Становящиеся с годами все более очевидными признаки борьбы за власть, которую ведут различные группировки за кремлевскими стенами, и неуверенность относительно политического будущего страны оказывали на биржу более сильное влияние, чем хотели бы признавать некоторые аналитики. Стоит только взглянуть на экономические вызовы, на которые предстоит ответить дуэту "Медведев-Путин" - если конечно, этот дуэт состоится.
Всемирный банк называет российскую экономику "неотесанной", прежде всего потому, что быстро развивается прежде всего несырьевой сектор. Александр Бранис, директор Prosperity Capital, одного из крупнейших портфельных инвесторов во всем СНГ, управляющего 4,5 млрд долларов, считает, что даже в случае ослабления мировой экономики Россия в "режиме кризиса" покажет сравнительно лучшие результаты, чем другие развивающиеся страны. В этом году рост экономики составил 7%, объемы промышленного производства за первые 9 месяцев текущего года увеличились на 6,6%. Объем прямых иностранных инвестиций за этот же период вырос до 36,7 млрд долларов, в три раза больше, чем в 2006 году. В конце года он, по разным оценкам, составит около 50 млрд долларов.
Но российской экономической политике, так называемой "путиномике", предстоит пройти целый ряд испытаний: многие слабые места экономики были покрыты за счет долларового потока от экспорта нефти, считает глава одного крупного европейского банка в России. С момента прихода к власти Путина в 2000 году Россия заработала на экспорте нефти и газа 900 млрд долларов. Путин обозначил одной из главных целей превращение экономики страны в конкурентоспособную, однако не столько при помощи стимуляции создания частных компаний, сколько при помощи вмешательства со стороны государства.
Незадолго до парламентских выборов правительство создало новый государственный концерн в области высоких технологий, "Ростехнологию" - концерн возглавил человек из путинского окружения Сергей Чемезов, который до того момента руководил государственным оборонным концерном "Рособоронэкспорт". Под крышей этого концерна должен возникнуть "национальный чемпион", включив в себя в том числе и устаревшего автопроизводителя "АвтоВАЗ", который еще весьма далек от настоящей смены тенденций развития. Теперь оборонный концерн вместе с "АвтоВАЗом" должен войти в новый холдинг.
"Ростехнология" тут же попала в заголовки прессы, которые сразу же наделали небольшой переполох среди иностранных инвесторов в Москве: газета "Ведомости" сообщала, что государственный холдинг не хочет допускать того, чтобы французский банк Societe General получил контрольный пакет акций "Росбанка". На этой неделе Россия переживает рождение еще одного гиганта: "Атомэнергопрома". Корпорация в самом сердце "Росатома" должна будет свести воедино деятельность России в ядерном секторе - и встать в один ряд с такими концернами, как Areva, Siemens или Toshiba.
Доля государственных концернов в ВВП за время путинского правления сильно возросла. Доля мелких и средних компаний, напротив, составляет всего 15%. Попытка создать под крышей государства конкурентные в глобальном масштабе концерны, по мнению Сергея Гуриева, ректора московской New Economic School, обречена на провал: "Без контроля посредством акционеров нет никакого стимула эффективно управлять этими организациями". Все зависит от способностей возглавляющих их бюрократов. "Сомневаюсь, что у нас в России достаточно компетентных в экономических вопросах и самоотверженных бюрократов", - опасается Гуриев.
Кандидат в президенты Медведев считается не особенно большим поклонником госкорпораций. Однако окончания тенденции к их созданию не предвидится: экономист Гуриев ожидает, что до президентских выборов будут создаваться и другие холдинги - в том числе и для обслуживания интересов различных кланов.
Примером этому служит российская финансовая политика. До сих пор министр финансов Алексей Кудрин хорошо справлялся с управлением потоком нефтедолларов. Однако растет давление, связанное с необходимостью стимулировать затраты государственных средств, которые необходимы для восстановления инфраструктуры в стране. А это, в свою очередь, связано с риском инфляции. Это хоть и не станет большой угрозой для экономического роста, но может негативно на нем сказаться, опасается Кристофер Уифер, ведущий стратег второго по величине российского частного банка "Уралсиб".
Ясно одно: российская валюта еще отстает от американской: из-за этого экспортерам в будущем придется нелегко. Уже сегодня министерство экономики прогнозирует при сильно растущих объемах импорта окончание роста объемов торговли, составляющего на сегодня 130 млрд долларов: в 2011 году с этим будет покончено.
До сих пор иностранные инвесторы не очень опасались подобных рисков - прежде всего это касается преимущественно средних немецких компаний, которые выигрывают от возросшей в России потребности в импорте. В одном только первом полугодии экспорт в Россию увеличился на треть до 12,8 млрд евро.
После продолжительных родовых мук сегодня создается Германо-российская торговая палата. Понятно, что в такой стране, как Россия, смена поколений в политике связана с определенной неуверенностью, считает Мартин Ванслебен, глава Немецкой промышленной и торговой палаты: "Созданием торговой палаты мы хотим ясно дать понять, что желаем и впредь сотрудничать с Россией".