Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 февраля 2000 г.

Жан-Пьер Тибода | Libération

Россия: возврат "инфо-КГБ"

"Сегодня Бабицкий; завтра ты, я, он или она". Такой плакат появился в пятницу на Пушкинской площади, позади памятника Пушкину, поэту, познавшему жестокость царской цензуры. Этот плакат отражает обеспокоенность журналистов, пришедших поддержать коллегу из Радио "Свобода" Андрея Бабицкого, арестованного 16 января в Грозном, затем будто-бы обменянного на российских пленных солдат. О нем до сих пор нет никакой достоверной информации, - сообщает газета.

Ораторы, выступавшие перед 500 манифестантами (московские журналисты, депутаты - демократы, представители движения Гласность и т.д.) говорили о диктатуре и дезинформации. Многие увидели в аресте Бабицкого "символ", угрожающий потерей "того, чего мы добились" (свободы прессы). Царила атмосфера былых времен: настроения диссидентства.

Бабицкий был единственным российским журналистом, освещавшим события, находясь на стороне чеченцев. За это он поплатился. В письме российского солдата из "фильтрационного лагеря" в Чернокозово, которое было опубликовано в пятницу в газете "Монд", говорится о жестоких страданиях, содержащихся там чеченцев. Бабицкий прошел через этот лагерь: там его били и унижали", - пишет солдат.

Дело Бабицкого, арест, последовавший за ним подозрительный обмен и исчезновение, вызывает предположение о ползущей "КГБизации" информации в России. Конфискация у сотрудника "Уэст-Франс" и специального корреспондента газеты "Либерасьон" Анн Нива всего имущества, включая все средства связи, лишь усиливают ощущение того, что российские власти считают правильной и достойной распространения лишь свою информацию. Ту, которую они распространяют через свой пресс-центр и передают через своих генералов или в ходе коротких строго организованных поездок с журналистами. Все остальное - "дезинформация".

Опубликованное в прессе заявление ректора Санкт-Петербургского университета и декана юридического факультета посвящено последним выпускам сатирической телевизионной передачи "Куклы". Этот еженедельный подарок частного канала НТВ, русская версия "Guignols de l'info", является одной из немногих передач, в которой критически оценивается война в Чечне и действия временно исполняющего обязанности президента Владимира Путина. Ректор выступает с осуждением "неприличной пародии" на "кандидата" (на президентские выборы 26 марта) и "питомца" Путина, о котором авторы программы говорят с "особым озлоблением и остервенением, не считаясь с его честью и достоинством". В заявлении перечисляются статьи закона, которые позволяют призвать к ответу программу "Куклы". В советские времена, опубликование в печати мнения о каком-либо артисте или писателе, означало немилость и скорые неприятности. Несколько месяцев назад один из известных телеведущих с тревогой говорил о возможных изменениях после ухода Ельцина. Его прогноз оправдался?

Что же такое "правильная информация" по мнению постсоветских российских властей, во главе которых - бывший шеф КГБ? Вчера журнал "Огонек", авторитетнейший в эпоху перестройки печатный орган интеллигенции, продемонстрировал нам пример такой информации, напечатав специальный номер, прославляющий российских солдат. На обложке, своего рода славянский Рембо, с обнаженным торсом, стреляющий из автомата. Одно слово: "Достали!" - (имеются в виду, "бандиты" чеченцы). На внутренних страницах, вперемешку: переделанная цитата певца Окуджавы (он не может выступить с протестом, поскольку его уже нет в живых), творчество которого было объектом особой ненависти в советские времена; слова поддержки известных артистов; письма солдатских жен, ждущих возращения своих героев домой; фото старого одноногого чеченца, потрясающего кулаком; и, наконец, фотопортреты солдат в распахнутой камуфляжной форме. Назначенный Кремлем ответственным за информацию по Чечне, Сергей Ястржембский поздравил журнал с "великолепной идеей" этого номера, 20 тысяч экземпляров которого уже бесплатно распространили в войсках, дислоцированных в Чечне.

В течение последних лет, до этой новой войны, журналисты, осмеливавшиеся приехать в Чечню, были на вес золота: в среднем, за голову журналиста, попавшего в заложники, требовали 1 миллион долларов. Сегодня журналистам самим за все приходится платить. Русским - за то, чтобы взять интервью в госпитале, где находятся русские солдаты, и за рейс на вертолете в Грозный. Чеченцам - за поездку в расположение боевиков в Аргуне и за эксклюзивное интервью с Хаттабом. Расценки постоянно растут. Лишь свободная информация не имеет цены, если не считать риска.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru