На прошлой неделе Северная Корея заявила, что у нее есть ядерное оружие (естественно, для самообороны), и приостановила переговоры по разоружению с участием Китая, Японии, России и Южной Кореи. Если сказать простым языком, то Северная Корея сказала Америке: "У нас есть оружие массового поражения. Придите и заберите его". Ответом Соединенных Штатов стала мертвая тишина.
Северная Корея была откровенной и раньше. Так, в сентябре 2004 года она заявила Соединенным Штатам, что трансформировала ядерные материалы в "вооружения", но тогда не в интересах Белого дома было отвлекаться от проблемы Ирака на что-то другое. Этот парадокс можно посчитать забавным, хотя на самом деле это совсем не смешно. Америка, которая направила всю свою энергию сверхдержавы на то, чтобы заставить ООН поверить, что Ирак обладает оружием массового поражения, проигнорировала откровенные признания другой страны в наличии такого оружия. Пресс-секретарь Белого дома заявил, что это "региональная" проблема, которую должны решать соседи Северной Кореи.
Сколько армий стран было бы выставлено против Саддама Хусейна, если бы у него было хотя бы близкое по степени опасности оружие? Сколько армий будет выставлено против Ирана, если эта страна хотя бы косвенно признается в том же, о чем Северная Корея заявляет открыто, недвусмысленно и многократно? Выходит, к разным регионам мира применяются разные стандарты?
По оценкам Соединенных Штатов, Северная Корея имеет "около восьми атомных бомб, а также мощности для выпуска одной такой бомбы в год", говорит Леонард Спектор, заместитель директора Monterey Institute Center for Nonproliferation Studies. Кроме того, у Северной Кореи есть оборудование для обогащения урана - еще один потенциальный источник производства ядерного оружия. Но на это также нет никакой реакции.
Почему никто не заинтересован в том, чтобы распространить демократию в Северной Корее? В Южной Корее - демократия. Соединенные Штаты уже имеют свои войска на границе с Северной Кореей. Но ничего не происходит. Америка лишь приглашает Пхеньян участвовать в переговорах. В то же время позиция США по отношению к Ирану намного более жесткая: вице-президент Дик Чейни говорит о том, что Израиль мог бы провести бомбардировку иранских объектов, а госсекретарь Кондолиза Райс холодно замечает, что время для вторжения в Иран "пока" не пришло.
Конечно, политики исходят из существующих реалий. Цена войны с ядерной державой слишком высока, даже в случае, если будет одержана победа. Северная Корея уже продемонстрировала возможности своих ракет, "по ошибке" запустив одну в сторону Японии. Даже если ракеты Северной Кореи не могут достигнуть Соединенных Штатов, они представляют серьезную угрозу для Южной Кореи и Японии - союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта угроза делает ядерное оружие мощным средством сдерживания. Таким же образом обеспечил свою безопасность Израиль, создав ядерное оружие.
Если бы Саддам на самом деле имел ядерное оружие, разве стали бы Америка и Великобритания вторгаться в Ирак?
Ядерное оружие изменило расстановку сил в мире после 1998 года, когда Индия, а вслед за ней и Пакистан провели ядерные испытания. Сегодня в "ядерном клубе" уже семь государств: Америка, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия и Пакистан. Следует ли вести в отношении восьмой ядерной державы, которой стала Северная Корея, особую политику?
Конечно, не всегда враждебное государство становится террористом. В годы холодной войны ни СССР, ни США не применили свою мощь, которая позволяла несколько раз уничтожить весь мир. Даже когда одно из этих двух государств фактически признало свое поражение, его правительство не стало от отчаяния наносить ядерный удар. Индия и Пакистан, несмотря на свой конфликт, повели себя благоразумно и не пошли на прямую конфронтацию.
Но в отношении Ким Чен Ира, который является лидером закрытого тоталитарного государства с голодающим населением, остается неопределенность. При этом Соединенные Штаты, которые объявили войну терроризму в мировом масштабе, закрывают глаза на Северную Корею - государство, в котором есть признаки терроризма. Может, дело в том, что Северная Корея находится не на богатом природными ресурсами Ближнем Востоке?