Инфляция в России превышает 10 процентов, причем с тенденцией к увеличению. Люди едва поспевают за скачущими ценами
Татьяна устраивается на третью работу: рано утром они убирается в продуктовом магазине, два дня в неделю работает домработницей, а остальную часть недели она теперь консьержка. "У меня все меньше денег в кармане, хотя мой муж работает на полной ставке, - говорит она. - При этом у нас дочь учится и есть сын, которому идти в армию".
Россияне ежегодно тратят сотни, если не тысячи в пересчете на швейцарские франки на образование своих детей или на то, чтобы откупить своих сыновей от армии. Но и повседневная жизнь все больше давит на семейный бюджет: каждая четвертая семья в России живет в бедности, и это несмотря на то, что зачастую работают все члены семьи. Прожиточный минимум сейчас составляет в России 100 франков в месяц - примерно треть россиян имеет доходы ниже этой черты.
И прогнозы на текущий год мрачные. В прошлом году правительству явно не удалось достичь цели удержать инфляцию на уровне 10 процентов - она составила 12. На следующий год запланированы аж 8,5 процентов - цель, которую большинство экспертов уже сегодня считают утопией. Только за первые три недели января пришлось констатировать инфляцию свыше 2 процентов.
Если будет так продолжаться дальше, то к концу года инфляция достигнет 40 процентов, сетует газета "Московские новости".
Дела не обязательно пойдут так плохо, но даже по оптимистическим прогнозам экспертов инфляция составит около 15 процентов. Сейчас средняя потребительская корзина в России стоит на 20-30 процентов дороже, чем год назад. За последние пять лет цены на мясо, колбасу, сахар и пиво возросла не менее чем в пять раз. Почти недоступными стали овощи и фрукты: килограмм огурцов, которые незаменимы для каждой трапезы в России, стоит целых 150 рублей (почти 7 франков). К тому же с начала года транспорт подорожал на 10-30 процентов, а цены на работы в квартире - например, вставить стекло или отремонтировать электророзетку - возросли во много раз, после того как в результаты социальной реформы в начале года эти услуги были переданы частникам.
Отмена социальных льгот, таких как бесплатный транспорт, льготная квартплата и бесплатные лекарства, которыми прямо или косвенно пользовались 60 процентов населения, ложится на людей дополнительным грузом. К тому же социальная реформа может еще больше разжечь инфляцию, поскольку правительство по меньшей мере часть старых льгот компенсирует наличными выплатами. На одно лишь устранение недостатков Кремль обещал 105 млрд рублей (около 4,7 млрд франков).
На новую одежду денег нет
Однако вместе с ценами значительно возросли и зарплаты. Согласно опросам, число тех, кто не может себе позволить даже еду, за четыре года уменьшилось на 5 процентов, до 18. Зато на 5 процентов вырос верхний средний класс, который может себе позволить еду и одежду, но у которого проблемы с более серьезными покупками, например, приобретение телевизора или стиральной машины (32 процента). Доля россиян, у которых есть деньги на еду, но нет денег на новую одежду, осталась на прежнем уровне - более 40 процентов. При нынешнем все более быстром росте цен им грозят серьезные трудности.
Едва поспевают за инфляцией, прежде всего, зарплаты госслужащих: учителей, милиционеров. Официально средняя зарплата в России составляет 300 франков - в дорогой Москве чуть больше, в сельской местности - чуть меньше. Однако эта цифра относительна, потому что разница в благосостоянии в России огромна, и она продолжает расти. Наиболее богатые 10 процентов населения сегодня получают почти 30 процентов дохода страны. Самые бедные 10 процентов довольствуются 2 процентами. А разница в величине состояний еще более разительная: в России всего 10 владельцев контролируют 60 процентов стоимости всех котирующихся на бирже компаний.