В понедельник в России должен начаться суд над активистами общественной организации, которые потеряли родственников в результате захвата школы в Беслане. Следствие предъявило этим людям обвинение в экстремизме за то, что они возлагают на режим Владимира Путина вину за массовую гибель людей в 2004 году.
По словам наблюдателей, это дело, возбужденное стороной обвинения в северокавказской республике Ингушетия, - самый свежий пример попытки российских властей душить критику, применяя недавно ужесточенный закон об экстремизме.
С того времени, как Путин в прошлом году расширил определение экстремистской деятельности, включив в него "клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации" и "унижение национального достоинства", чиновники используют этот закон для расследования деятельности журналистов, правозащитников и лидеров оппозиции, в том числе экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
'Власти делают все, что в их силах, чтобы закрыть нашу организацию", - говорит Элла Кесаева, сопредседатель движения "Голос Беслана", которое летом прошлого года подало иск против российских властей в Европейский суд по правам человека, обвиняя их в том, что они должным образом не расследовали факт массовой гибели людей. Движение пытается проводить собственное расследование.
Такие критики, как организация Кесаевой, утверждают: факты свидетельствуют, что правоохранительные органы неудачно осуществили операцию по окружению школы в Беслане, Северная Осетия, где чеченские террористы держали в заложниках более 1000 человек. По завершении операции оказалось, что более 330 человек, и больше половины из них - дети, погибли в результате штурма школы.
"Если суд примет решение в пользу обвинения, они могут возбудить против нас уголовное дело, если мы не закроемся, - сказала Кесаева. - Мы жертвы. Для нас следовало бы организовать программу реабилитации, а не преследовать нас".
В пресс-службе прокуратуры Ингушетии сказали, что исход дела об экстремизме зависит от вердикта судьи, и добавили, что судья может просто обязать организацию убрать публикации из интернета.
Прокуратура возбудила дело в связи с рядом публикаций, в том числе обращением к лидерам иностранных государств в ноябре 2005 года, где режим Путина обвинялся в "пособничестве террористам", а также говорилось, что Путин использует официальное расследование, чтобы скрыть применение танков и тяжелой артиллерии при обстреле школы.
Дмитрий Песков, заместитель руководителя пресс-службы Кремля, сказал, что не посвящен в подробности дела, но отметил, что закон не следует использовать для того, чтобы затыкать рот критикам. В то же время он сказал: "Всякое дело следует рассматривать в индивидуальном порядке".