Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 июля 2003 г.

Редакция | The Washington Post

Уничтожьте российское оружие

За последнее время президент Буш добился значительного прогресса, убедив союзников США в том, что оружие массового уничтожения, попавшее в руки террористов, представляет наиболее серьезную глобальную угрозу. Но одну мысль в этой связи Буш пока не заставил усвоить ни собственную бюрократию, ни республиканцев в конгрессе; зачастую кажется, что он и не слишком старается.

Речь идет о программе совместного уменьшения угрозы, предложенной в 1992 году тогдашним сенатором-демократом Сэмом Нанном и сенатором-республиканцем Ричардом Лугаром. В течение 11 лет эта инициатива сосредоточена на уничтожении самых больших арсеналов оружия массового уничтожения в мире, которые при этом хуже всего охраняются. И находятся они не в Ираке и не в Северной Корее, а в бывшем СССР. В течение десятилетия, вложив в программу меньше средств, чем потрачено на противоракетную оборону только в этом году, США сумели уничтожить более 6 тыс. ядерных боеголовок.

В России остается огромное количество боеголовок и оружейных ядерных наряду с десятками тысяч тонн химического оружия. И хотя администрация отказалась от первоначального замысла пересмотреть программу, ее поддержка со стороны властей, в частности Пентагона, остается вялой. Ее неохотно финансируют другие богатые страны, а добиться участия США на уровне, адекватном угрозе, не удается.

Ее многие поддерживают, хотя республиканцы в палате представителей, годами боровшиеся с этой программой, не прекращают попытки ее ослабить. В нынешнем году Дункан Хантер, председатель комитета палаты представителей по обороне, назвал программу "невнятной, несфокусированной и внутренне противоречивой". Затем он предложил поправки в закон об оборонных контрактах, которые резко сокращают финансирование нескольких важных проектов.

Самый серьезный из них ? завод по уничтожению химического оружия, который строится в российском городе Щучье, там предстоит уничтожить тысячи тонн нервно-паралитических веществ. В ветхих бункерах на находящейся неподалеку базе хранится страшный арсенал из 1,9 млн артиллерийских снарядов с такой начинкой. Террорист, которому удастся добыть всего один снаряд, сможет убить 100 тыс. человек. Администрация запросила на финансирование этого проекта в будущем году 200 млн долл. (Проект финансируется международным консорциумом, в который входят европейские правительства и Россия.) Но комитет Хантера уменьшил эту сумму на 29 млн, а использование остальных средств ограничил такими условиями, что средства, возможно, вообще не удастся освоить.

Хантер отмечает, что два других проекта по уничтожению оружия в России, касающиеся ракетного топлива и двигателей, из-за чрезвычайно неэффективного менеджмента привели к тому, что десятки миллионов долларов оказались потраченными впустую. Но предлагаемое им лекарство, по существу, заморозит проект, который продвигается довольно эффективно и нацелен на ликвидацию реальной угрозы. Белый дом высказался против поправок Хантера, поддержав сенатскую версию законопроекта, которая в настоящее время находится в согласительной комиссии.

В мае советник по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила в конгрессе, что "продолжающееся продвижение вперед " в Щучьем "имеет существенное значение для скорейшей ликвидации угрозы, которую создает российский нервно-паралитический агент". В мире после 11 сентября такого заявления должно быть достаточно, чтобы убедить председателя комитета по обороне. Этого не произошло. И это признак того, что президент, включивший защиту от оружия массового уничтожения в число своих приоритетов, пока не сумел справиться с обструкционизмом, исходящим от высокопоставленных членов его собственной партии.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru