14 июля 2005 г.

Тим Редфорд | The Guardian

Астроном обнаружил планету, у которой есть три солнца

Американский астроном обнаружил планету, у которой есть три солнца, - аналог планеты Татуин из фильма "Звездые войны", на которой жил герой фильма Люк Скайуокер.

Мейсидж Конаки, астроном из Калифорнийского института технологий, в своей статье в журнале Nature сегодня написал о том, как он наблюдал с помощью 10-метрового телескопа за звездной системой, расположенной на расстоянии 149 световых лет от Земли, и обнаружил, что вокруг этих звезд вращается одна планета, по размеру немного превышающая Юпитер.

Эти три звезды находятся примерно на таком расстоянии друг от друга, как Земля от Юпитера. "С этой планеты должен быть очень необычный вид неба, - говорит доктор Конаки, - поистине неземной вид - и в прямом, и в переносном смысле".

В той части Галактики, где находится планета с тремя звездами, есть много систем, состоящих из двух и даже нескольких звезд; их больше, чем одиночных. Но никто не ожидал, что система из трех звезд может иметь общую планету. На этой планете, которой дан номер HD 188753, не может быть жизни ни в какой форме, но зато с ее поверхности открывается замечательный вид.

Главная звезда системы - желтая, вторая по размеру звезда - оранжевая, и третья, самая маленькая, - красная. Дневной свет на этой планете должен быть не белым, а огненным. Год на этой планете очень короткий - она проходит по своей "годовой" орбите вокруг звезд за три с половиной земных дня.

Ученые открыли первую подобную "горячую планету" в 1995 году. Эта гигантская планета совершала оборот вокруг своей звезды за девять дней. Всего ученые обнаружили около 20 таких планет в 100 планетных системах других звезд.

Порой возле звезд на расстоянии примерно 300 миль собирается облако газа и пыли, которое постепенно формируется в гигантскую планету. Никто не может точно сказать, каким образом может существовать планета в системе из трех звезд.

"Как сформировалось это небесное тело, остается загадкой. Нужно еще много узнать о том, как появляются на свет такие гигантские планеты", - говорит доктор Конаки.

Источник: The Guardian