По мнению Кена Лоача, любовь между пакистанцем и ирландкой спасет мир.
Ответственным за теракты в Лондоне "является Тони Блэр с его преступной войной в Ираке". Кен Лоач, которого называют "красным", принимает участие в проходящем в Риме кинофестивале. Британский режиссер стал его почетным председателем. В своем фильме "Нежный поцелуй" популярный английский режиссер рассказывает о любви между иммигрантом пакистанского происхождения и молодой преподавательницей-ирландкой. Это комедия со счастливым концом: в фильме описывается многонациональное, умиротворенное общество, полностью противоположное тому, каким оно стало в эти дни после терактов в Лондоне.
- Кен, вам прекрасно знакомы районы, где проживали четыре пресловутых камикадзе. Объясните нам, почему англо-пакистанский юноша, очень похожий на ваших киногероев, в один прекрасный день решает взорвать все - мир, в котором он живет, свои мечты, возможную любовь?
- Мусульмане иначе относятся к своей религии, чем мы. Они ее воспринимают как составную часть культуры, к которой принадлежат, даже когда они родились в Лидсе и видели родину лишь на фотографиях. Если имамам и муллам удается убедить самых молодых и горячих, что ислам систематически подвергается оскорблениям со стороны Запада, то становится невозможным сдерживать их гнев, ничто и никто не может их остановить: ни невеста, ни перспектива получить работу, ни последствия для общества.
- Как получилось, что в Великобритании 2005 года религиозный призыв оказался такой мощной сиреной?
- Об этом мы должны спросить у Тони Блэра и его союзника Джорджа Буша. Проповедники ненависти находят благоприятную почву, потому что Запад творит чудовищные дела на севере Африки и на Ближнем Востоке. Иракская война лишь последнее ужасное оскорбление из целой череды, которые начинаются с союза западных правительств с коррумпированными и подавляющими свободы арабскими режимами.
- Простите. Допустим, что сейчас идет война: ее объявит Запад, как вы думаете?
- Я бы сказал, да. Религиозный интегрализм - это ответ тех, у кого нет других аргументов, чтобы ответить. Что должны ответить палестинцы, иракцы, жители Эль-Фаллуджи, настолько же невинные, как и несчастные пассажиры лондонского метро? Мы должны задуматься над причинами терроризма - это единственное, в чем я согласен с Блэром. Но у меня противоположный ответ: западные правительства являются причиной того, что произошло в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне.
- Однако же Тони Блэр был переизбран премьером, несмотря на негативное отношение большинства англичан к войне в Ираке.
- У людей не было выбора. Разве была альтернатива? Консерваторы составляли еще более сильную оппозицию. Но обратите внимание: британское общество намного более передовое по сравнению со своими политиками. Смешанные союзы, сосуществование с далекими народами и культурами, диалог с исламом вне мечетей - это реальность каждого дня. Любовь между молодым пакистанцем и его ирландской ровесницей, встречи между разными молодыми людьми спасут нашу страну от разрушения.
- Но и в мусульманском обществе сегодня осуждают крах модели интеграции, о которой вы говорите. Молодые люди посещают одни и те же дискотеки, болеют за одни и те же команды по крикету, слушают британскую или американскую музыку, но однажды понимают, что ненависть сильнее любви.
- Несправедливость впитывается в сознание этих молодых людей, как капли в китайской пытке, - постепенно. Попробуйте влезть в их шкуру и представить, что вы живете в городе, где вы хорошо устроились, где у вас много друзей - но при этом у вас меньше возможностей найти хорошую работу, оба родителя кажутся чужими в этом обществе. Да если еще и сосед по дому скажет, что идет глобальное наступление на ислам, то вам потребуются очень мощные мотивировки, чтобы не поддаться желанию разрушить все это.