Еще в мае он обвинял Путина в намерении восстановить в России "советскую систему". Два месяца спустя бывший премьер-министр Михаил Касьянов, собиравшийся баллотироваться на президентских выборах 2008 года в качестве либерального кандидата, вдруг оказался фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье "злоупотребление доверием" и "обман". 47-летнего Касьянова, выставлявшего себя "объединителем" общества, "центристом" и "либералом", обвиняют в том, что незадолго до своего ухода из правительства в феврале 2004 года он незаконно приобрел в собственность роскошную государственную дачу в престижном пригороде Москвы.
Атаку начал журналист и депутат пропутинской партии Александр Хинштейн, который не скрывает своих связей с ФСБ (российской спецслужбой, наследницей КГБ): в своем кабинете в Думе этот депутат сидит под портретом печально известного Феликса Дзержинского, основателя КГБ. По словам этого "журналиста", Касьянов за 32 млн рублей (940 тыс. евро) купил дачу, которая стоит 830 млн рублей (24 млн евро). Он также утверждает, что бывший премьер помог одному из своих друзей-олигархов, главе "Альфа-Банка" Михаилу Фридману, приобрести дачу по соседству с ним с помощью подставных фирм и фальсифицированных торгов.
Даже близкие к Кремлю политологи, такие как Сергей Марков, признали, что очевидная цель этого дела - "дискредитировать Касьянова", "прежде всего в глазах западного общественного мнения". "Маловероятно, что дело выльется в судебный процесс, - считает Сергей Марков, - но расследование может затянуться на месяцы и даже годы, что поставит под серьезный удар его политическую карьеру".
Устраивать суд над Касьяновым, который как-никак был премьер-министром при Путине с 2000 по 2004 год, Кремлю было бы неудобно: это привлекло бы внимание к коррупции, которая по-прежнему царит в России на самом высоком уровне. Пока что это "дачное дело" не более чем предупреждение Касьянову или другим политикам, которые могут не удержаться от искушения ринуться в предвыборную гонку 2008 года, считает большинство российских экспертов. Если речь не идет о попытке сделать из Касьянова нового мученика, чтобы, наоборот, усилить эту кандидатуру: такого варианта не исключают другие эксперты, привыкшие к крайней изощренности российской политической игры.