При ценах, колеблющихся около 50 долларов за баррель нефти, Россия, второй по величине производитель нефти в мире после Саудовской Аравии, загребает нефтедоллары лопатой. По прогнозам, экспорт нефти в этом году принесет России прибыль около 90 млрд долларов - большой скачок по сравнению с 1998 годом, когда прибыль от нефти равнялась 14,5 млрд долларов.
При таком мощном денежном потоке и при ценах на нефть, превышающих средние показатели за всю историю, было бы естественно ожидать от экономистов оптимизма в отношении экономики России. Однако они его не выказывают. С ростом цен растет и тревога - почти в том же темпе.
Мрачнее других выглядит советник президента Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов, недавно придумавший новое слово - "венесуэлизация", которое обозначает будущее, ожидающее, как он опасается, российскую экономику.
"Сегодня мы своими собственными решениями сделали то, что теперь ясно, к сожалению, и окружающему миру: мы предпочли третий мир", - сказал он в декабре прошлого года после спорной ренационализации ключевого подразделения нефтяного гиганта ЮКОС. Растущая роль государства в нефтяном секторе России усугубляет риск экономических злоупотреблений. В Венесуэле нефть в 1970-х стали называть "экскрементами дьявола" из-за массовой коррупции, растрат и недальновидности властей, которые сделали Венесуэлу классическим примером того, как можно разрушить экономику страны.
Илларионов знаменит своими провокационными высказываниями. Но он не одинок в своих опасениях, что при отсутствии правильного управления нефтяное богатство России может принести ей больше вреда, чем пользы. Экономисты предостерегающе говорят о "проклятии ресурсов", неожиданной, но статистически подкрепленной теории, согласно которой во многих случаях обилие природных ресурсов препятствует экономическому росту страны.
Одна из тревог заключается в том, что, как многие богатые нефтью страны до нее, Россия может направить свою нежданную прибыль от нефти на безрассудные правительственные расходы, рискуя вызвать экономический и финансовый кризис в случае падения цен.
Чтобы обезопасить себя от этого искушения, Россия благоразумно создала в прошлом году Стабилизационный фонд с целью защитить бюджет от падений цен на нефть, следуя удачному примеру Норвегии. Однако усиливается политическое давление, вынуждающее начать использовать стремительно растущие фонды, уже достигшие 28 млрд долларов, увеличить расходы. По первоначальному плану, в Стабилизационный фонд направлялись налоговые доходы от продажи нефти по цене свыше 20 долларов за баррель, но с апреля кабинет министров решил повысить этот порог до 27 долларов, высвободив для бюджета этого года 10 млрд долларов. "Сейчас может показаться, что это очень мало, но если оглянуться назад, то в редкие годы цены на нефть в среднем превышали 27 долларов", - говорит Уильям Томпсон, старший экономист Организации по экономическому сотрудничеству и развитию в Париже.
Пересмотр политики в отношении Стабилизационного фонда - это один из недавних признаков того, что сторонники жесткой бюджетной дисциплины во главе с министром финансов Алексеем Кудриным начинают уступать позиции премьер-министру Михаилу Фрадкову и другим приверженцам популистских мер. В январе Москве пришлось повысить пенсии и другие социальные выплаты на 7 млрд долларов (около 1% ВВП), чтобы подсластить пилюлю противоречивой социальной реформы по замене льгот денежными выплатами. Эти перемены вызвали массовые протесты.
Министр финансов Кудрин публично осудил недавние шаги по ослаблению Стабилизационного фонда и по смягчению бюджетной политики.
"Правительство принимает ошибочные решения", - сказал он в интервью "Российской газете", опубликованном 25 апреля. Международный валютный фонд тоже понимает тревогу. "Если такая политика продолжится, Россия упустит возможность осуществить модернизацию", - говорит Пол Томсен, глава делегации МВФ в Москве 3 июня - на следующий день после того, как кабинет министров проголосовал за то, чтобы воспользоваться средствами из Стабилизационного фонда для финансирования дополнительных социальных расходов.
Да, российский бюджет сейчас кажется настолько сильным, а цены на нефть - такими стабильными, что риск увеличенных расходов представляется контролируемым. В 2004 году профицит бюджета составил 4,1% ВВП, а в этом году правительство прогнозирует его на уровне 1,5%. Однако многое зависит от цен на нефть, которые печально известны своей непредсказуемостью. И риски России не ограничиваются возможностью падения цен.
Более свободная фискальная политика усилит инфляцию, признаки роста которой и без того налицо. В первом квартале 2005 года цены на потребительские товары возросли на 5,3% по сравнению с предыдущим кварталом, что поставило под угрозу выполнение правительственного плана по сокращению годовой инфляции с 11,7% в 2004 году до 8,5% в 2005-м. Увеличение расходов усугубит еще одну болезнь, которая обычно ассоциируется с высокими ценами на нефть - так называемую "голландскую болезнь", названную так после опыта Нидерландов в 1970-х. Тогда укрепление национальной валюты лишило местных производителей конкурентоспособности. Приток нефтедолларов не только напрямую укрепляет валюту, но также и подрывает конкурентоспособность производителей, усиливая инфляцию. В прошлом году рубль в реальном выражении по отношению к доллару укрепился на 10%, а в этом году ему предсказывают еще более быстрый рост.
Но макроэкономические проблемы, такие, как циклы взлетов и падений, растущая инфляция и укрепление рубля - еще не самые серьезные опасности, связанные с нефтью. Более серьезно отрицательное долгосрочное влияние нефтяных богатств на социальные институты и политическую стабильность страны. Природные ресурсы приносят легкий доход, который подпитывает коррупцию и провоцирует вмешательство государства в экономику, а также вызывает серьезные политические раздоры между соперничающими группами интересов. Проклятие ресурсов "в большей степени относится к политике, чем к чему-либо еще", считает Томпсон.
Россия, похоже, не исключение. Самый серьезный кризис последних лет - кампания правительства против ЮКОСа - демонстрирует потенциальные проблемы, возникающие, когда противоборствующие фракции сталкиваются, оспаривая друг у друга нефтяные доходы. Дело ЮКОСа и сопутствующее увеличение налогообложения нефтяных компаний отпугнули возможных инвесторов. Это, считают экономисты, главная причина замедления экономического роста в России, несмотря на то, что рост цен на нефть продолжается. Высокие цены, возможно, также стали причиной замедленного продвижения ключевых экономических реформ в последние два года.
"У бюрократов возникает ложное чувство безопасности из-за высоких цен на нефть. Им кажется, что непопулярные, но важные реформы можно отложить", - говорит Питер Уэстин, старший экономист московской брокерской компании "Атон Капитал".
Так что же, Россия обречена на повторение опыта Венесуэлы? Присяжные удалились на совещание. Исторический опыт показывает, что наиболее высоки шансы преодолеть это проклятие у стран с развитыми политическими и гражданскими институтами, таких, как Норвегия и Канада. Независимая судебная система, свободные СМИ и жизнеспособные политические партии выступают противовесом коррупции и злоупотреблениям, которые часто приводят к неразумному использованию ресурсов.
Против России то, что ее показатели по всем этим пунктам невысоки. А в ее пользу говорит то, что, несмотря на это, она пока сохраняет бюджет в жестких рамках. "Проблема не в том, что страна богата ресурсами, а в том, что богатые ресурсами страны чаще ведут себя безответственно в финансовом отношении", - говорит Алексей Моисеев, старший экономист московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал".
Поэтому вызывает тревогу тот факт, что российская финансовая хватка, хотя и все еще сильная, начинает ослабляться.
Давление на бюджет в ближайшие годы безусловно увеличится. В 2008 году ожидаются президентские выборы, и Кремль отчаянно хочет обеспечить победу лояльного преемника Путина, которому придется покинуть пост.
Тем не менее Россия, по крайней мере, может учиться на ошибках своих предшественников. Будем надеяться, что она извлечет пользу из уроков истории.