В своем новом эссе, "Россия без Путина", известная российская журналистка Анна Политковская осуждает уклон путинского режима в сторону авторитаризма и рисует портрет страны, охваченной кризисом. Она дала интервью парижскому еженедельнику Le Figaro Magazine.
- Ваша книга в очень резких тонах повествует о путинской России: повсеместная коррупция, управляемая юстиция, развращенная армия...
- Наше общество сделало ошибку, доверив власть такому человеку, как Владимир Путин. Оно решило, что бывший агент ФСБ сможет действовать иначе, чем он действовал в той структуре, из которой вышел. Оно подумало, что он сможет работать как гражданский человек, но в действительности он может действовать только как военный. Его система видения мира делит его на две категории: друзей и врагов. Дискуссионные площадки превратились в фикцию. Мы не вправе говорить о том, что происходит в Чечне, не вправе критиковать экономическую и социальную реформу, так как Путин считает, что она правильная. Он даже сказал, что парламент - это не место, где можно дискутировать и спорить о будущем страны...
- Значит, существует настоящий демократический дефицит?
- Это не демократический дефицит, а настоящее отсутствие демократии. У нас демократические дискуссии невозможны. Война в Чечне не прекращается, теракты происходят один за другим, унося все больше жизней. Но у нас нет права говорить, что причиной этого террора является война в Чечне. Образование или медицинские услуги становится все менее доступными для россиян. Мы находимся в ситуации системного кризиса власти. Никто не делает ничего, чтобы страна развивалась и шла вперед.
- Как обстоит дело с судебной системой?
- Судьи полностью находятся в подчинении у Путина. По закону судьи назначаются Путиным: они получают квартиры от президента, Кремль платит им зарплату, их повышение и увольнение зависят от главы государства... Даже во времена СССР существовала выборность судей! Сегодня самостоятельный судья воспринимается как герой! Судебная система подверглась чистке, в России больше не существует независимого правосудия! Уже никто не верит в правосудие!
- Усилилась ли коррупция после прихода Путина к власти?
- Без всякого сомнения. Она усилилась, несмотря на все лозунги президента. Под разговоры о борьбе с коррупцией российская администрация все больше разъедается ею. Пример тому - закон, отменяющий выборы областных губернаторов: теперь губернаторы назначаются непосредственно Кремлем, что усиливает их зависимость и их уровень коррумпированности... В малом и среднем бизнесе коррупция распространена чрезвычайно широко: чтобы создать фирму, молодой предприниматель должен иметь не менее 10 тыс. долларов, чтобы вести дела спокойно и платить взятки...
- Какова сегодня ситуация в Чечне? Есть ли опасность радикализации чеченского сопротивления после гибели Аслана Масхадова?
- Опасность радикализации существует, но я не решусь описывать состояние чеченского сопротивления. Я не располагаю достаточной информацией, чтобы ответить на ваш вопрос. Отсутствие информации об этом конфликте - настоящая трагедия. Очевидно, что смерть Масхадова, единственной умеренной фигуры, может повлечь за собой лишь ожесточение сопротивления, тем более что тело бывшего президента до сих пор не возвращено его семье... В последний раз я побывала в Чечне в декабре 2004 года. Я не увидела никаких перемен: каждый день исчезают мирные жители, они живут в страхе, их могут похитить в любой момент. Проблема в Чечне заключается в этом отсутствии перемен, в этом невыходе из войны. Это замороженный конфликт, который неизбежно воспроизводит насилие.