"POTUS на борту!" - пронзительно прокричал 60-летний мужчина в темной "морской" бейсболке, темных штанах и рубашке без галстука. Он только что в темноте вскарабкался по спусковой лестнице Air Force One и проник в хвостовой отсек самолета, набитый репортерами и фотографами.
Это было не обычное объявление, которое делается при появлении POTUSа, президента Соединенных Штатов (от President Of The United States. - Прим. ред.), на борту президентского самолета. Это произнес сам POTUS за несколько минут до начала секретного полета в Багдад в понедельник вечером, который был так искусно спланирован, что президент наврал своим самым ближайшим помощникам, а Белый дом одурачил пресс-корпус.
В 19:45 в понедельник Буш, оканчивая первый из двух дней встреч по вопросам Ирака в Кемп-Дэвиде, решил ускользнуть от своих главных советников в вооруженных силах и разведке, включая национального директора по разведке Джона Негропонте, директора ЦРУ генерала ВВС Майкла Хейдена и председателя Объединенного штаба командования генерала Питера Пейса.
"Я с ног валюсь - собираюсь почитать", - объявил Буш своему окружению и притворился, что направляется в постель. Но не тут-то было. Вместо этого он выскользнул из укрепленного президентского убежища, сел в немаркированный вертолет, а не в свой обычный Marine One, и его быстро доставили на базу ВВС Andrews. Отсюда ему предстояло отправиться в 11-часовой полет в Багдад.
Вице-президент Дик Чейни был, похоже, единственным на вечерней встрече в Кемп-Дэвиде, кто знал, что президент вылетел в Ирак.
"Наш кабинет не совсем в курсе, - заявил позднее советник Буша Дэн Барлетт репортерам, когда Air Force One был уже в пути. - Все ждали, что он появится на завтраке с послом Ирака".
Вчера утром президент должен был провести видеоконференцию с членами своего кабинета и новыми лидерами Ирака. Вместо этого Буш появился на телеэкранах в Кемп-Дэвиде в кадрах из Багдада, сидя рядом с новым иракским премьер-министром Нури аль-Малики. Даже аль-Малики узнал о встрече всего за 5 минут до прибытия президента. Его тоже обхитрили, и он пришел в американское посольство, ожидая просто объявленной видеоконференции.
Идея путешествия принадлежала самому президенту, который сообщил своим подчиненным, что хочет посетить Багдад сразу же, как только аль-Малики распределит последние посты в своем правительстве, что произошло в четверг. Белый дом спланировал для президента серию странных передвижений. В четверг он приехал в Кемп-Дэвид, в воскресенье вернулся в Белый дом - лишь для того, чтобы рано утром следующего дня снова оттуда уехать. Внимание журналистов усыпили.
Кроме того, всего за час до того, как президент прокрался на борт вертолета в Кемп-Дэвиде, Белый дом разослал репортерам по электронной почте расписание следующего дня президента, которое включало пресс-конференцию в 14:30 в Розовом саду. Никому и в голову не приходило, что в это время президент обогнет половину земного шара.
Сбор небольшого пула репортеров и фотографов для участия в путешествии тоже проходил в условиях жесткой секретности. Некоторых пригласили во время загадочных встреч в ресторанах и кафе в Вашингтоне за 24 часа до отлета. Один радиокорреспондент узнал о приглашении в пул всего за пару часов до вылета, но успел вовремя.
Репортерам велели держать план в тайне даже от супругов и редакторов и перед посадкой попросили сдать мобильники и BlackBerry.
Как в шпионском кино, пресс-корпус собрался около отеля Arlington, затем журналистов по задним трассам базы ВВС Andrews подвезли к президентскому самолету, который был припаркован вне терминала, очень далеко от своего обычного места. После того как журналисты поднялись на борт, по небольшой лестнице вкарабкался Буш, и одиссея началась.
Этот трюк - так же, как и одеяние президента - немного напоминали его последний визит в Багдад украдкой - в День благодарения в 2003 году. Тогда президент, попраздновав в Кроуфорде, на своем техасском ранчо, сел на неприметный автомобиль и в компании с госсекретарем Кондолизой Райс, которая тогда была его советником по национальной безопасности, поехал на летную полосу аэропорта Waco.
"Я нацепил бейсболку, натянул ее на глаза - Конди тоже. Мы выглядели как самая обычная пара", - рассказал Буш журналистам по возвращении из путешествия.