Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 июня 2011 г.

Обзор прессы | Inopressa

Илюмжинов - Каддафи: кто эксцентричней и к чему этот гамбит?

Западная пресса анализирует визит президента FIDE Кирсана Илюмжинова в Триполи, во время которого он сыграл в шахматы с Муаммаром Каддафи. Эта шахматная партия войдет в историю как одна из самых экстравагантных попыток посредничества при вооруженных конфликтах.

"Гамбит диктатора: вы только поглядите, что за фигура появилась на шахматной доске" - гласит заголовок в Independent. Шахматная партия между Илюмжиновым и Каддафи войдет в историю как одна из самых экстравагантных попыток посредничества при вооруженных конфликтах, замечает журналист Шон Уолкер.

Вчера Илюмжинов сказал: на переговорах Каддафи заявил ему, что не намеревается уезжать из Ливии. По данным газеты, переговоры длились два часа.

Что до шахматной партии, то Илюмжинов сказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что предложил Каддафи ничью, так как было бы недипломатично одержать победу. Если Каддафи теперь увлечется шахматами, то окажется в компании других диктаторов-шахматистов: Наполеона, Ленина и Фиделя Кастро, замечает автор материала. Для игры в шахматы нужны "решимость и очень крепкие нервы, дабы не терять формы при колоссальном напряжении", подчеркнул шахматный обозреватель газеты Джон Спилмен.

Визит Илюмжинова в Триполи заставляет припомнить, что в 2003 году он провел в Багдаде переговоры с Саддамом Хусейном и его сыном Удеем, которых считал друзьями. По словам российского переговорщика Михаила Маргелова, он попросил Илюмжинова передать Каддафи, что "пришло время эндшпиля". "Правда, непохоже, что президент ФИДЕ внял просьбе Маргелова", - пишет газета. На видеозаписи Илюмжинов говорит Каддафи, что для него большая честь находиться здесь.

"Мало кто из государственных деятелей может на встрече с Каддафи выглядеть как самый эксцентричный человек в комнате, но Илюмжинов по абсурдности, пожалуй, даже перещеголял ливийского лидера", - пишет газета, напоминая рассказ Илюмжинова о его похищении инопланетянами.

"В Ливии Россия применила шахматную дипломатию", извещает в заголовке El Pais, комментируя визит Илюмжинова. Между тем спецпредставитель президента РФ Маргелов, уже побывавший у повстанцев в Бенгази, планирует посетить Триполи лишь на ближайшей неделе, отмечает журналистка Пилар Бонет.

Со своей стороны, Илюмжинов подчеркнул: "Я не политик, я ездил туда как спортсмен" (в ходе африканского турне для пропаганды шахмат), и сообщил, что Муаммар Каддафи через своего сына Мохамеда передал ему приглашение встретиться и сыграть в шахматы. В беседе полковник заявил, что из Ливии не уедет, а также сказал, что не может уйти в отставку, поскольку не занимает никаких постов.

"Шахматная партия - очередной гамбит Каддафи" - предполагает в блоге на сайте New York Times журналист Джон Ф.Бернс. По мнению автора, эта ситуация проливает свет на необычную индивидуальность ливийского полковника. Поразительно, что Каддафи во время кампании бомбардировок, направленных на его ликвидацию, "спокойно и вдумчиво отдался игре, в которой больше всего ценится способность сосредоточиться". Впрочем, бесконечность тактических вариантов и искусство выживания в неблагоприятных условиях - все это сделало шахматы излюбленной игрой монархов, придворных и военачальников, добавляет Бернс. В данный момент для Каддафи один верный или неверный ход равносильны выбору между фантастическим спасением и позорным концом.

По видеозаписи складывается впечатление, что Каддафи получал удовольствие от игры или, как минимум, был способен немножко развлечься. Илюмжинов подарил ему дорожный шахматный набор - "пожалуй, это поможет скоротать время под бомбами НАТО, когда Каддафи приходится вести образ жизни беглеца", - полагает автор.

Если верить источникам в Триполи, полковник Каддафи вынужден все время перемещаться, укрываясь в больницах, школах, музеях или домах преданных людей. "Эту информацию не удалось проверить - по крайней мере, западным репортерам - но шахматная партия позволила кое-что вычислить", - пишет автор. Он подчеркивает, что комната, где встретились Илюмжинов и Каддафи, была обставлена скудно и как бы наспех, хотя в прежние времена ливийский лидер предпочитал пышные интерьеры. Телевизор с плоским экраном, настроенный на государственный телеканал (то есть демонстрирующий, что видеохроника из жизни Каддафи - актуальная, а не фальсифицированная по архивным материалам), был водружен на стол, точно ни у кого не нашлось времени повесить его на стену.

Встреча дала обильный материал для теоретизирования, отмечает автор. "Возможно, Илюмжинов приехал в Триполи как посредник, с предложением российского правительства, которое могло бы соблазнить Каддафи отказаться от власти и сбежать за границу?" - вопрошает он. Журналист Эндрю Крамер подметил, что у Илюмжинова, возможно, много общего с Каддафи: оба происходят из нищих регионов, населенных кочевниками-скотоводами, оба - выходцы из низов, у Илюмжинова "есть свое черное прошлое", по выражению автора.

"Каддафи согласился на ничью - по крайней мере, на шахматной доске", отмечает New York Times. После начала восстания и бомбардировок НАТО голос Каддафи слышен лишь урывками, по государственным СМИ Ливии, отмечает журналист. Но в беседе с Илюмжиновым полковник высказал свои мысли о происходящем, а также о бомбежке 25-летней давности и своем будущем.

По словам Илюмжинова, "рецепт примирения", изложенный Каддафи, неизменен: пусть НАТО прекратит бомбардировки, тогда повстанцы вступят в переговоры. Полковник вновь поклялся не покидать страну: "Не понимаю, почему они хотят меня отослать. Я не президент, я не министр, я не король" (таковы слова Каддафи в пересказе Илюмжинова в интервью). Это обычный аргумент ливийских официальных лиц: Каддафи не может подать в отставку, так как в 1977 году ушел со всех официальных постов. По словам Илюмжинова, Каддафи также спросил: "Почему я должен покидать свою родину? Землю, где погибли мои дети! Моя приемная дочь, мой сын, трое внуков. Они умерли на этой земле, и я тоже хочу на ней умереть". Илюмжинов сказал, что Каддафи предложил переговоры, открытые выборы, все, что угодно, лишь бы не гибли люди.

Видеозапись встречи поразительна тем, что Каддафи держался спокойно, отмечает автор.

"Шахматы с Каддафи (и инопланетянами)" - назвал свою заметку в блоге на сайте The New Yorker журналист Майкл Спектер. "Когда я в последний раз беседовал с Кирсаном Илюмжиновым, он сказал мне, что чувствует близость с Саддамом Хусейном", - пишет автор, тут же отмечая, что Илюмжинов признался: "Я буддист, когда имеют место пытки и кровопролитие, мне это не нравится". Как бы то ни было, по мнению журналиста, у Илюмжинова круг друзей весьма широк, и ничего удивительного в его встрече с деспотом Каддафи не было.

У Илюмжинова есть и другие необычные знакомые, отмечает автор: президент FIDE преклонялся перед чудаковатым антисемитом, покойным чемпионом мира Бобби Фишером и, например, встал на его защиту, когда Фишер в 1992 году нарушил санкции в отношении Югославии. В 1995 году Илюмжинов вручил Фишеру 100 тыс. долларов в качестве компенсации за то, что СССР не выплатил ему гонорар за книгу. "Илюмжинов также часто говорит о случайных встречах с инопланетянами, некоторые из которых любезно приглашали его на свои звездолеты", - добавляет автор.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru