Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 марта 2001 г.

Анатоль Левен и Селестин Уолландер | The New York Times

Сделать Россию более приятным соседом

Экономические интересы и интересы, связанные с обеспечением безопасности, которые преследуют американцы в странах бывшего СССР, тесно связаны между собой. Вероятность того, что экономически стабильная Россия, интегрированная в западную экономику, захочет нанести ущерб западным интересам или установить свое господство в соседних странах, таких как Грузия, Украина или Молдавия, будет намного ниже. В свою очередь, стабильные и процветающие соседи окажут поддержку новому поколению российских лидеров политики и бизнеса, которое стремится достичь успеха на мировом рынке путем осуществления внутренних экономических преобразований.

Как мы можем помочь добиться такого улучшения отношений? Существует единственный путь, как Запад может помочь России и в то же время уменьшить российское давление на соседние страны: облегчение долгового бремени. Россия должна Парижскому клубу 48 млрд. долларов (это бывший советский долг). В последние недели Москва пригрозила объявить дефолт по платежам этого года и потребовала его списания или реструктуризации.

Как уже отмечали западные кредиторы, российские жалобы на невозможность осуществления платежей в 2001 году необоснованны. Принимая во внимание крепкое состояние российской экономики, выплата 3,4 млрд. долларов в этом году не нанесет никакого ущерба бюджету. Тем не менее, в 2003 году Россия должна будеть выплатить 17,5 млрд. долларов. Поскольку весь ее бюджет на 2001 год составляет всего 42 млрд. долларов, то выплата этой суммы будет, конечно, совершенно невозможна. Если мы будем настаивать на погашении всей суммы, Россия объявит дефолт.

Учитывая, что рано или поздно Западу все равно придется реструктурировать российский долг, мы должны попытаться получить что-то взамен. Наиболее очевидной целью должно стать ослабления российского контроля над своими соседями.

За последние 5 лет именно экономическое давление, а не военное господство или внутренняя подрывная деятельность, стало основным источником российского влияния в регионе. Россия слишком слаба, чтобы оказавать военное давление, подобное тому, какое она оказывала на Грузию в 1993 году. Более того, любое прямое военное вмешательство нанесет страшный ущерб авторитету России на международной арене.

Однако Россия оказывает свое влияние на соседей другими средствами. В частности, Грузия, Украина и Молдавия имеют перед Россией огромные долги, главным образом за поставки газа. Украина задолжала за газ по меньшей мере 1,4 млрд. долларов; "Газпром" утверждает, что эта сумма превышает 2 млрд. долларов. Молдавия должна за газ 861 млн. долларов, а Грузия - 179 млн. долларов. Ни одна из этих стран не в состоянии выплатить такие суммы. Конечно, их долговое бремя нельзя сравнивать с российским: в прошлом году бюджет Грузии составил всего 400 млн. долларов.

В последние месяцы неспособность Грузии платить по долгам неоднократно приводила к прекращениям поставок газа, что серьезно усугубило и так тяжелый энергетический кризис, переживаемый Грузией. Этим давлением объясняется недавнее заявление президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, что его страна может отказаться от стремления вступить в НАТО, предпочтя вместо этого стать нейтральным государством.

Что касается Украины, то Москва хочет добиться погашения долга акциями украинских государственных предприятий, что скорее всего позволит российским бизнесменам контролировать большую часть украинской экономики. Долговое бремя уже вынудило украинское правительство согласиться на объединение российской и украинской энергосистем.

По международным стандартам российское давление вполне законо. Почему Россия должна обеспечивать своих соседей газом, в основном, по сниженным ценам, не получая ничего взамен? Прежде всего Запад тоже должен сказать России, что невыплата долгов является нарушением международных финансовых правил и что дефолт приведет к ответным экономическим мерам со стороны Запада.

С другой стороны, Россия не имеет права надеяться на великодушие Запада, одновременно занимая безжалостную позицию в отношении своих собственных должников. Поэтому США и их европейским партнерам следует предложить России полное или частичное списание долга, одновременно потребовав, чтобы взамен Россия аналогичным образом поступила с долгами своих соседей.

Тогда мы сможем использовать предоставившуюся возможность, чтобы помочь этим странам найти альтернативные источники энергии - конечно, все это при условии, что элиты этих стран обладают достаточной долей честности и компетентности, чтобы предпринять серьезные шаги в данном направлении.

В своих отношениях со странами бывшего СССР США слишком много внимания уделяли риторическим заявлениям, не имеющим реального содержания. Напротив, увязывание российского долга с долгом ее соседей было бы очень эффективным и совершенно законным шагом. Именно такие практические, здравые шаги, а не пустые геополитические рассуждения, должны определять нашу политику в отношении России и, безусловно, остального мира.

Анатоль Левен - старший сотрудник фонда Карнеги. Селестин Уолландер - старший сотрудник Совета по внешним связям.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru