Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 мая 2002 г.

Михаэль Баухмюллер | Süddeutsche Zeitung

В одиночку супротив Москвы

Полевая аллея, дом 6 - это роковое дело в судьбе Франца Зедельмайера. Когда Санкт-Петербург еще назывался Ленинградом, здесь действовало акционерное общество "Каменный Остров" (KOC), половиной которого владел Зедельмайер. Зедельмайер, молодой предприниматель, которому тогда было 28 лет, хотел провернуть в доме 6 большое дело. Его план включал в себя оснащение российских милиционеров - от шнурков для ботинок до спецтранспорта, обучение сотрудников спецподразделений, создание частного охранного предприятия и вдобавок - импорт и экспорт в небольших объемах всего, чего угодно. Это было в 1991 году. Дела пошли хорошо. По всей России милиция испытывала недостаток в самом насущном, а преступники при этом не дремали. Зедельмайер работал в отдаленных регионах, и его дело стремительно расширялось. К тому же в большие города устремился капитал, и вместе с тем возросла потребность в охране. KOC взял это на себя.

Партнер - государство

История закончилась печально. Партнером Зедельмайера было государство в лице таких известных персон, попеременно сменявших друг друга, как бывший кремлевский управделами Павел Бородин, который позже попал в тюрьму по подозрению в отмывании денег, Владимир Путин, ставший потом президентом, и Герман Греф - сегодняшний министр экономики России. Действие разворачивалось как в детективном романе и, если коротко, выглядело следующим образом: Зедельмайер совместно с администрацией Санкт-Петербурга основал в 1991 году предприятие. Город, со своей стороны, внес в совместное предприятие земельный участок площадью 20 000 квадратных метров вместе с домом номер 6. Участок располагался на Каменном острове, приятном, пригородном местечке, время аренды - 25 лет. Там обосновались Зедельмайер и предприятие KOC. Зедельмайер, в свою очередь, финансировал ремонт и оснащение офиса.

Некоторое время спустя Кремль решил, что президент лучше распорядится этим земельным участком, и отобрал его у Зедельмайера. Российский партнер, предприятие, подчинявшееся попеременно различным государственным управленческим структурам, было ликвидировано, и KOC прекратил свое существование. Когда Зедельмайер отказался освободить дом номер 6, приехала милиция. Благодаря собственной службе безопасности Зедельмайер в течение трех месяцев держал осаду. Затем хорошо вооруженный отряд атаковал дом и опечатал все входы. Был конфискован весь инвентарь. И все это - на основании указа 633-pп за подписью Бориса Ельцина.

Мечта Зедельмайера, который создал маленькую, но достаточно сложную сеть фирм, о крупных делах рухнула. Между тем его холдинговая компания Sedelmayer Group of Companies International, основанная в американском штате Миссури, бездействует. "Уже давно я не занимаюсь ничем другим, кроме как борьбой за свои права", - говорит Зедельмайер. На сегодняшний день, по его оценке, тяжбы уже обошлась ему приблизительно в один миллион евро, скопились горы документов. Адвокаты в России, Швеции и Германии, обложившись книгами по российскому и международному праву, докопались даже до законов сороковых годов. Зедельмайер нервничает уже при одной мысли об этом деле и повсюду видит подвохи. "Не проходит и недели, чтобы не прозвучали очередные оскорбительные высказывания в мой адрес".

Все надежды Зедельмайера базируются на соглашении между Германией и Россией о гарантиях для иностранных инвестиций. Соглашение предназначено, в частности, для того, чтобы защищать инвесторов от экспроприации. В 1996 году он предъявил это соглашение международному арбитражному суду в Швеции - с успехом. Судьи признали справедливыми его претензии к Российской Федерации на общую сумму в 2,3 млн. долларов. Годовая процентная ставка - 10 %. Победа? Ни в коем случае. Россия ничего не заплатила.

Пропавшая переписка

"Это настоящая одиссея", - рассказывает Зедельмайер. Вооружившись бумагами из шведского суда, он отправился в судебную палату Берлина, чтобы там выяснить, как можно добиться исполнения решения. Соответствующие документы через немецкое посольство в Москве ушли в кремлевскую администрацию. Но подтверждения об их получении нет до сих пор, письмо исчезло. Российская сторона, которая уже в арбитражном суде продемонстрировала свою неготовность к компромиссам, до сего дня оспаривает требование Зедельмайера. К тому же Москва еще жалуется.

Теперь дело лежит в Верховном федеральном суде ФРГ, его номер - III 5/02 ZB, "Требование о возмещении ущерба в полном объеме". О решении, вынесенном в Берлине, в Москве ничего не хотят знать, соответственно, невозможно предпринять никаких контрмер. Кроме того, теперь требуется новое решение судебной палаты. Поскольку процесс еще не закончен, в Москве отказываются от любых комментариев. Лишь утверждают, что у них есть железные аргументы.

Профессор Ульрих Магнус в это не верит. Магнус, заведующий семинаром зарубежного и международного частного и процессуального права в университете Гамбурга, давал заключение по иску Зедельмайера, рассматривавшегося арбитражным судом в Швеции. "Я уверен, что он прав, - убежден Магнус. - Аргументы противной стороны притянуты за уши". Российская сторона прибегает к любым уловкам. Но дело может решить упорство Зедельмайера - противная сторона никак не рассчитывала на такой отпор, говорит Магнус.

Деньги от "Люфтганзы"

Между тем это дело коснулось также немецкой "Люфтганзы". Она во всех странах регулярно платит сборы за то, что ее самолеты пролетают над их территорией. В том числе и в Российской Федерации. "Как иначе мы можем вернуть наши деньги?" ? задается вопросом Зедельмайер. Через суд в Кельне он попытался наложить арест на средства Москвы у "Люфтганзы". Авиакомпания забила во все колокола, так как наложение ареста на средства, выплачиваемые за пролет над российской территорией, могло бы повлечь за собой закрытие воздушного пространства. Такое может быть только в страшном сне: из-за какого-то господина Зедельмайера немецкие летчики больше не смогут летать над Россией. "Люфтганза" платить отказалась. Теперь ее протест против ареста средств лежит в кельнском исполнительном суде. Исполнительные листы получали также Немецкий федеральный банк и банк Ost-West-Handelsbank во Франкфурте. Оба банка оспаривают, что у них есть счета, принадлежащие российскому государству.

Наконец, дело Зедельмайера против России может быть рассмотрено еще в конституционном суде. Потому что исполнительные суды не уверены, можно ли вообще описывать имущество суверенного государства. Они могли бы попросить конституционный суд разъяснить положение. Процесс уже давно перерос свои первоначально узкие рамки. Тем не менее время играет на истца, считает правовед Магнус. Похожие случаи уже рассматривались южноамериканскими арбитражными судами. Там оказалось возможным описать государственное имущество. Российской Федерации становится все сложнее находить контраргументы. Тем временем Зедельмайер узнал, что на этот счет имеется русская пословица. Долг, как говорят русские, платежом красен.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru