Большая часть второго президентского срока Владимира Путина, начавшегося в 2004 году, отмечена все более резкими выступлениями против американской внешней политики и возрождением российского влияния.
Выступая порой со слабой, порой с убедительной, но всегда эмоциональной и резкой критикой, он отчасти сделал себе имя, выступая против Соединенных Штатов и внешней политики администрации.
Он и ранее обвинял США в лицемерии, заносчивости, колониальных устремлениях, безрассудной воинственности, авантюризме и вмешательстве во внутренние дела других государств. А когда в среду он принимал на Красной площади парад в честь Дня Победы и выступил с речью в память о солдатах, погибших в войне с фашистской Германией, кое у кого на Западе его слова вызвали оторопь.
"Угроз не становится меньше. Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах, как и во времена "третьего рейха", все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат", - сказал Путин.
Прежде он никогда не сравнивал США с "третьим рейхом", даже косвенным образом, как, по словам близкого к Кремлю политолога Сергея Маркова, произошло в этот раз.
В четверг министерство иностранных дел уверило американских дипломатов, что Путин не имел в виду Соединенные Штаты. Те в ответ лишь пожали плечами, оставив без последствий недавние словесные выпады Путина.
В этой шумихе практически затерялось официальное обращение одного из высокопоставленных американских дипломатов, прозвучавшее в тот же день.
Дэниэл Фрид, заместитель госсекретаря по делам Европы и Евразии, по-своему объяснил напряженность между Россией с большинством стран Запада. Он полностью признал, что в отношениях появились новые проблемы, но предложил отказаться от истерии, обратившись к диалогу.
Две эти речи позволили, пусть и очень по-разному, взглянуть на то, как два бывших противника пытаются определить рамки новых реалий.
Нынешние проблемы, как считает Фрид, нужно рассматривать сквозь призму истории, а затем методично решать. Это должно сгладить остроту различных резких заявлений.
"Россия и Запад взаимодействовали - иногда плодотворно, но чаще не без проблем - как минимум со времен Петра Великого", - напомнил Фрид. Он добавил, что для оказания влияния на Россию, находящуюся в стадии "неоконченных преобразований", необходимы постоянные переговоры и твердая позиция.
Фрид ясно дал понять, что Западу не следует принимать за чистую монету красивую позу Путина. По словам дипломата, Россия во многом остается недостаточно развитой и оторванной от западных ценностей страной, и это необходимо принимать во внимание.
"Нам не нужна слабая Россия. Но сильная Россия должна быть сильна по меркам XXI, а не XIX века", - заявил он.
"Сильный центр - одна из составляющих здоровья, - добавил он. - Но сильный центр в государстве со слабыми институтами не является показателем здоровья".
Фрид также призвал Европу выступить против попыток России сохранить влияние в странах, некогда оккупированных Советским Союзом. Россия, притом что жалуется на вмешательство в свои внутренние дела, открыто поддерживает сепаратистов в Грузии и Молдавии, а также пытается запугать Украину и страны Балтии.
"Мы не должны расплачиваться за сотрудничество и не должны оправдывать Россию, когда она ведет себя так, будто воспринимает наличие остаточной сферы влияния как должное", - заявил он.
Новый раунд продолжающейся борьбы начнется на следующей неделе, когда госсекретарь Кондолиза Райс прибудет в Россию. Одной из ее целей будет встреча с Путиным для обсуждения напряженных двусторонних отношений.
В четверг Райс сообщила сенатской группе о своей обеспокоенности действиями России внутри страны и за рубежом. "Продолжается трудный период", - сказала она.
Насколько сложен этот вопрос, можно оценить по количеству времени, которое уделил ему Фрид. Его речь о положении в мире, в которой он затронул множество вопросов - от международного терроризма и до глобального потепления - более чем на треть была посвящена необходимости спокойно противостоять действиям России.