Отношения между давними союзниками Таджикистаном и Россией напряглись в вопросе, касающемся трех российских воинских подразделений, в момент, когда предстоящий вывод войск НАТО из Афганистана делает базы Центральной Азии ценным активом, пишет The Washington Times.
Как ожидается, Россия вскоре подпишет соглашение о продлении срока размещения своих военных объектов в Таджикистане на 49 лет. Но таджикские власти надеются, что российский президент Владимир Путин пойдет на уступки по энергетическим потребностям Таджикистана и обеспечит поддержку таджикскому президенту Эмомали Рахмону.
В прошлом месяце Рахмон назвал отношения между Душанбе и Москвой союзническими, но отметил, что другие страны конкурируют за стратегическое присутствие в Таджикистане.
"У меня на столе лежит папка с предложениями от других государств, сулящих золотые горы в обмен на открытие военных баз и других объектов, но мы их даже не рассматриваем", - сказал Рахмон на церемонии открытия филиала российского университета в Душанбе.
"Рахмон не сказал, какие именно страны сделали предложения, но местные аналитики говорят, что перспектива использования военной базы в Таджикистане будет привлекательной для Вашингтона", - пишет автор статьи Р. Игнатов.
"Если Киргизия полностью откажется от военной базы НАТО на своей территории, у нас нет сомнений, что Вашингтон обратится к Душанбе с этим вопросом, - сказал Алишер Саидов, политолог Центра стратегических исследований в Душанбе. - Они покидают (Афганистан) и, я думаю, хотят получить некоторую опору в регионе после 2014 года".
Американские чиновники говорят, что не ведут переговоров ни с одним из государств Центральной Азии об открытии баз. Наблюдатели считают, что высказывания Рахмона были направлены на то, чтобы уладить недавние разногласия между Москвой и Таджикистаном и помочь Таджикистану обеспечить свою энергетическую безопасность.