"Меньше всего известно о пуштунах ? представителях основной этнической группы страны, проживающих на юге Афганистана. Необходимо, чтобы они вошли в состав правительства национального единства. В противном случае они могут встать на сторону талибов, и тогда может начаться еще более трагическая и бесконечная гражданская война". Бывший советник Белого дома и бывший американский посол в Москве заявляет о своей обеспокоенности развитием ситуации в Кабуле. "Послеталибский период", уточняет он, наступит еще нескоро. Бывшему послу кажется, что этот период будет более сложным, чем ожидается. Мэтлок, автор бестселлеров о крушении Советского Союза и книг о Средней Азии, предупреждает, что "для стабилизации в Афганистане необходимо добиться стабилизации ситуации во всем регионе, начиная с Чечни и заканчивая Кашмиром".
- Эта война никогда не кончится? Наступит ли "послеталибский" период?
- Надеюсь, что наступит. Мы узнаем об этом в ближайшие недели: ход нынешних событий покажет нам, что произойдет после окончания зимнего периода. Вероятно, будет восстановлен мир на большей части территории страны, а талибы окажутся в осаде в горах, где они скрываются. Но для этого необходимо крупномасштабное присутствие сил ООН и многомиллионная международная программа реконструкции страны.
- Вы не опасаетесь того, что ситуация может выйти из-под контроля союзников?
- Подобная опасность вполне реальна. Администрация Буша и ООН работают чрезвычайно энергично, но до сих пор им не удалось сформировать афганское правительство, в состав которого входили бы представители основных этнических групп. Вступление в Кабул сил Северного альянса представляет собой еще одно препятствие: повстанцы стремятся к установлению господства над всей страной.
- Распространяются сведения о переговорах с умеренно настроенными талибами.
- Идея не включать в состав правительства умеренных талибов абсурдна: талибы превратятся в изгоев. В лучшем случае можно согласиться на участие в правительстве тех, кто раньше поддерживал талибов, но впоследствии отошел от них. Афганистан должен выступать против терроризма в любой форме. В противном случае мы никогда не получим ни Усаму бен Ладена, ни муллу Омара.
- Каким Вы видите переходное правительство?
- Правительство должно быть децентрализованным, иметь федеральную структуру, предоставляющую широкие полномочия местным племенам. Правительство должно быть под защитой ООН и многонациональных миротворческих сил. В Афганистане невозможно создать сильное центральное правительство. Я был в Москве, когда Советский Союз предпринимал иллюзорные попытки насадить такое правительство. Советская сторона дорого заплатила за это.
- Если Северный Альянс и пуштуны не договорятся, не расколется ли Афганистан надвое?
- Афганистан на некоторое время может расколоться, с талибами на юге и Альянсом на севере. Но о длительном расколе страны говорить невозможно: городское население страны по своему составу многоэтнично.
- Как Вы оцениваете сотрудничество между Америкой и Россией?
- Его можно назвать очень конструктивным. Оно окажется становым хребтом стабилизации не только в Афганистане, но и в Средней Азии. Российский президент Путин внес огромный вклад в эту военную операцию в самых различных сферах: в области разведки, тыловой поддержки, перевооружения антиталибской оппозиции. И он будет продолжать вносить свой вклад на этапе восстановления.
- Что еще необходимо для стабилизации в регионе?
- Америка и Россия должны заняться, прежде всего, реформами и развитием Пакистана, а также урегулированием его спора с Индией по Кашмиру. Необходимо также оказать помощь бывшим советским республикам региона, начиная от Таджикистана и заканчивая Узбекистаном.
- Что Вы можете сказать о Чечне?
- Надеюсь, что Америка начнет смотреть на Чечню другими глазами. Российские действия в Чечне были грубыми и неэффективными. Но верно также и то, что чеченские лидеры не контролировали действия террористов почти так же, как талибы не контролировали бен Ладена. Если террористы будут нейтрализованы, Москва найдет выход из положения.
- Предшествующая американская администрация, под руководством президента Билла Клинтона, обвиняется в том, что она не обращала внимания на проблему терроризма.
- Это действительно так. С одной стороны, она недостаточно энергично отреагировала на теракты, совершенные против Америки, в частности на нападение на крейсер Cole в Адене в 2000 году. С другой стороны, администрация игнорировала тот факт, что угроза для НАТО исходила по большей части не от стран Восточной Европы, а от межэтнической борьбы, терроризма и т.д. В 1993 году я безуспешно пытался доказывать, что для противостояния всем этим угрозам необходимо сотрудничать с Россией. После терактов 11 сентября, ситуация, однако, изменилась. Это к лучшему и для Европы.