Нападение на Нальчик напомнило, насколько взрывоопасным стал многонациональный российский Кавказ после возобновления в 1999 году войны в Чечне. Кабардино-Балкария, в которой живут кабардинцы (52%), балкарцы (9%) и русские - уже четвертая пограничная с Чечней республика российского Кавказа, ставшая ареной смуты после Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии.
"То, что происходит, подтверждает логику расширения конфликта. Сегодняшнее нападение напоминает прошлогоднее нападение на Назрань, унесшее жизни сотни человек", - отмечает Анна Ле Гюэру, эксперт по Чечне. В июне 2004 года отряд, состоявший из чеченцев и ингушей, атаковал Назрань, столицу Ингушетии, и вышел из города с небольшими потерями, захватив тысячи единиц оружия и боеприпасов. Эта дерзкая операция вызвала кризис в российской армии.
Беслан. "Кавказизация" конфликта всегда была одной из целей наиболее радикальных чеченских лидеров, грезящих о едином Кавказе от Каспия до Черного моря. В 1999 году полевой командир Шамиль Басаев вошел в Дагестан, опираясь на поддержку местных исламистских анклавов.
В сентябре 2004 года настал черед содрогнуться и Северной Осетии, где с трудом уживаются друг с другом православные осетины и мусульмане-ингуши. Отряд, состоявший из чеченцев и ингушей, захватил школу в Беслане. Штурм закончился гибелью нескольких сотен человек, что вызвало травму у всей России. После гибели сепаратистского чеченского президента Аслана Масхадова, убитого в марте 2005 года, его преемник Абдул-Халим Садулаев выбрал политику распространения конфликта на весь Кавказ.
Цель этой стратегии - "повергнуть Россию в отчаяние и принудить ее к переговорам", подчеркивает Анна Ле Гюэру. Шансы на то, что такая чеченская стратегия приведет к началу переговоров, равны нулю, поскольку российский президент Владимир Путин остается непреклонным сторонником силового решения.
Беды. Как и другие кавказские республики, Кабардино-Балкария (900 тысяч жителей) страдает от многих бед: коррумпированной власти, высокой безработицы, этнических и территориальных проблем. Избранный в сентябре, новый президент Арсен Каноков сохранил практически все кадры старого правительства, несмотря на его непопулярность. "Это вызвало разочарование у населения, - говорит политолог Анна Ле Гюэру, - особенно у балкарцев, стремящихся получить доступ во власть и вернуть территории, которые они не получили назад после их возвращения из мест депортации" (они были выселены Сталиным), как это произошло с чеченцами. Январские репрессии против группы "Ярмук", а также против балкарских деревень еще больше сблизили эту общину с чеченцами.