ЕС и Белоруссия в последнее время обмениваются непривычными любезностями. Конечно, нормальные отношения лучше блокады, поскольку Белоруссия являет собой важнейшую транзитную страну для сырьевых ресурсов. И нет сомнений, что автократ Александр Лукашенко - испытывающий сильнейшие экономические затруднения - посылает позитивные сигналы. Он стремится к сближению с Западом и поэтому даже выпустил из тюрьмы некоторых представителей оппозиции. Одновременно он сердит Москву, не поддерживая ее в признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
Но, тем не менее, пока еще непонятно, за что ЕС награждает Лукашенко. Диктатор снова может ездить на Запад, ЕС отменил свой введенный в 2004 году запрет. Но не этот ли Лукашенко провалил экзамен на демократическую зрелость во время парламентских выборов? Не оказалось ли очень быстро, что все его мнимые меры по либерализации - всего лишь пыль, пущенная в глаза?
Облегчение процедуры въезда для Лукашенко - теоретическая мера, поскольку в реальности вряд ли кто-то горит желанием принимать такого гостя. Но этот шаг стал сигналом утраченных надежд в отношении оппозиции, которая снова потерпела поражение - причем на последних парламентских выборах по большей части из-за самой себя, чем из-за диктатуры. И Евросоюз, по-видимому, отказался от мысли, что оппозиция сможет демократическим образом сменить режим в Белоруссии. Поэтому на уступки пошли диктатору - лелея слабую надежду, что смена режима будет происходить сверху.