Выступление Дмитрия Медведева во французском Эвиане на прошлой неделе было расценено как выпад в адрес Соединенных Штатов. Большая часть речи была произнесена в стиле его предшественника, Владимира Путина.
Однако Медведев также сделал важный жест, направленный на сотрудничество, предложив план из пяти пунктов по совместной борьбе с финансовым кризисом и инициативу по новой общей архитектуре евроатлантической безопасности.
Возможно, он прибегал к эмоциональной риторике, но его выступление содержало конкретные предложения по углублению связей между Россией и Западом.
Речь совпала по времени с обвалом российского фондового рынка. В прошлый понедельник основной российский индекс, РТС, понизился на 19%, что стало самым большим однодневным падением в его истории. В среду он понизился еще на 11%.
В целом, с момента своего пика в середине мая, РТС потерял больше двух третьих своей стоимости. В то же время, по сообщению ведущей инвестиционной компании, рынки капитала "подорваны", облигации, деривативы и рынки капитала просто не функционируют.
Как ни странно, кризис, показав финансовую взаимозависимость между Россией и Западом, предоставил возможность укрепить отношения между Россией и Западом, оказавшиеся в худшем состоянии со времен холодной войны.
Только на прошлой неделе российское правительство одобрило амбициозный план экономического развития до 2020 года. Даже при беглом прочтении плана становится ясно, что торговля, инвестиции и расширение экономического сотрудничества с Западом, безусловно, являются наиболее важными предпосылками сценария дальнейшего роста.
Усугубление политических противоречий с Западом несовместимо с этим. Кремль, очевидно, понял это за последние дни. Меры по сотрудничеству, предложенные в выступлении в Эвиане, отражают эту мысль.
Кризис стал результатом множества факторов, включая падение цен на нефть, августовскую войну в Грузии и государственное вмешательство в экономику. Но основным фактором явился мировой кредитный кризис и его влияние на иностранных и российских инвесторов, которые вывели свои средства из страны в беспрецедентных масштабах.
С 8 августа отток капитала из России составил 40 млрд долларов. Хотя российские инвалютные резервы по-прежнему превышают 550 млрд долларов, заявления правительства о том, что Россия может остаться зоной безопасности во время глобального финансового кризиса, звучат слишком самоуверенно.
Потребность в экономическом сотрудничестве вступает в противоречие с политическим конфликтом по поводу Грузии. После вторжения Россия продолжила свой курс конфронтационной политики.
Москва признала две самопровозглашенные грузинские республики, Абхазию и Южную Осетию. Этот шаг был расценен Западом как прямое оскорбление. Она воспользовалась брешами в плане мирного урегулирования Медведева-Саркози, чтобы продлить свое присутствие в Грузии. Она заявила о привилегированных отношениях со своими непосредственными соседями и категорически исключила членство в НАТО Украины и Грузии.
Казалось, отношения между Россией и Западом продолжали ухудшаться.
Но так как за последние недели финансовый кризис больно ударил по России, положение дел стало меняться. В дополнение к выступлению в Эвиане, Россия предположительно предложила Исландии, члену НАТО, кредит в размере 5,4 млрд долларов для поддержания ее пострадавшего банковского сектора.
Хотя у России могли быть и другие тайные мотивы, такие как обретение рычага давления на альянс и на участника соревнования за контроль над природными ресурсами Арктики, кредит, если он будет выдан, выглядит как жест сотрудничества, демонстрация стремления России стать ответственным участником международной экономической системы.
Между тем Россия завершила вывод своих войск из так называемых буферных зон вокруг Абхазии и Южной Осетии и разрешила доступ наблюдателей ЕС.
Таким образом, экономический кризис в России создает определенные возможности для Европы и Соединенных Штатов, которыми мы должны воспользоваться. Было бы неправильно забыть о фундаментальной угрозе международному закону и международной системе, которую создало нападение России на Грузию. Было бы также ошибкой не воспользоваться возможностью возвращения наших отношений с Москвой на более конструктивные рельсы.
В конце концов, наши основные интересы, такие как сотрудничество в сфере нераспространения оружия, борьба с терроризмом и сворачивание ядерной программы Ирана, совпадают с российскими, и сейчас самое время сблизиться с русскими.
Эндрю Кучинс является старшим научным сотрудником и директором Программы России и Евразии Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, где Сэмьюэл Чарап является приглашенным научным сотрудником