В Брюсселе на повестке дня встречи лидеров стран-членов Европейского союза, которая пройдет завтра и в четверг, стоит важный вопрос, требующий принятия решений. Этот вопрос - Россия, а именно: как реагировать на продолжающуюся оккупацию Южной Осетии и Абхазии. Сейчас в этих мятежных регионах у Москвы сосредоточено больше сил, чем было там в августе, до начала войны с Грузией.
Заставить Россию вернуться к международно-признанным нормам и вывести войска из Южной Осетии и Абхазии - все это потребует тщательно выверенных трансатлантических действий. Но для начала ЕС и сам может сделать какие-то шаги - начиная с принятого на этой неделе решения не возобновлять переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое бы расширило двусторонние торговые связи.
Попытки изменить поведение России едва ли сразу дадут заметные результаты. Но США и Европа не могут не предпринимать эти попытки - есть надежда, что нынешний мировой финансовый кризис заставит Россию осознать всю важность сотрудничества. Москва уже винит Запад в своих сегодняшних экономических трудностях, и есть риск, что простые россияне станут еще большими националистами, чем сейчас, и начнут еще сильнее приветствовать агрессивную внешнюю политику. Некоторые олигархи, возможно, будут призывать к большему сотрудничеству с Западом, но их политическое влияние мало.
Во время кризиса в Грузии официальный Вашингтон старательно поддерживал своих европейских союзников. Инициатива ЕС во главе с президентом Франции Николя Саркози не достигла намеченного. Но вряд ли бы и Соединенные Штаты добились чего-то лучшего - может, даже усугубили бы ситуацию. Пока американская элита - нынешняя и следующая администрация - заново формулирует свою политику по России, необходимо углублять сотрудничество между США и ЕС.
Можно незамедлительно использовать экономический рычаг - настоять на том, чтобы "Газпром" и другие российские компании, инвестирующие на Западе, считались с существующими правилами, в том числе по вопросам прозрачности, корпоративного поведения и конкуренции. Некоторые правительства, особенно в Центральной Европе, до сих пор слишком мягко относились к небрежному, а и иногда и преступному поведению российских компаний и их партнеров в этих странах.
Российские капиталовложения в некоторые отрасли экономики западных стран, включая энергетику, надо пересмотреть, исходя из соображений безопасности. Необходимо не выдавать визы топ-менеджерам компаний, использующих в бизнесе преступные методы или ведущих торговлю в Южной Осетии или Абхазии. Подобные шаги куда сильнее увеличат давление на Москву, чем новые отсрочки с принятием России во Всемирную торговую организацию. ВТО и так не очень популярна в российских бизнес-кругах.
США не могут заниматься этим в одиночку. На ЕС приходится 55% российской торговли и 75% прямых иностранных инвестиций в страну. На США приходится соответственно 6% и 4%.
Это принципиально - уменьшить давление России на Европу. Странам, зависящим от российских энергопоставок, надо искать альтернативные источники. Недавние переговоры ЕС с Нигерией о транссахарском газопроводе являются шагом вперед, но ЕС также необходимо построить инфраструктуру газохранилищ и газопроводов, что позволит в чрезвычайных ситуациях делиться газом с другими странами-членами, частично зависящими от поставок из России.
США и ЕС должны быть готовы помочь Украине и, возможно, даже Белоруссии, если Россия внезапно поднимет для них цены на энергоресурсы до мирового уровня. Это можно делать, убедив Россию поднимать цены постепенно, а также при помощи временных субсидий, если потребуется. ЕС также нужно либерализовать свой внутренний энергетический рынок, добавив положение о взаимности. Это позволит российским компаниям покупать важные активы на Западе только в том случае, если западные компании смогут также свободно вкладывать деньги в России.
Пока Россия пытается расширить сферу своего влияния, ЕС и в меньшей степени США могут предложить ее соседям альтернативный путь, который приведет их к процветанию и плюрализму. После конфликта в Грузии ЕС уже расширил свои связи с Грузией и Украиной, а также с Белоруссией. Необходимо поддерживать Грузию и Украину на их пути к членству в НАТО, в то же время ЕС и США могут более успешно добиваться стабилизации в регионе в краткосрочной перспективе. Для этого можно использовать соглашения о свободной торговле, снятие визовых ограничений, помощь в создании более тесных экономических и культурных связей.
Часть западной элиты возражает против давления, поскольку участие Москвы, как считается, жизненно важно для сдерживания ядерной программы Ирана, поддержания стабильности на Балканах и противодействия мировому терроризму. Пора серьезно пересмотреть эти утверждения.
Стабильность в Афганистане и борьба с терроризмом отвечают непосредственным интересам России, и ради достижения этих целей Москва будет сотрудничать с Западом, даже с НАТО. Менее понятно, действительно ли Россия хочет разрешить иранский вопрос. Российская элита, похоже, все еще ценит членство в G8, но российские войска продолжают нарушать перемирие в Грузии. Следует задаться вопросом: конструктивным ли будет саммит "большой восьмерки" в середине 2009 года?
Контроль за вооружениями представляет собой другой способ давления. После того как США вышли из договора по ПРО в 2001 году, а этот договор был краеугольным камнем системы контроля за вооружениями во время холодной войны, Россия в пику этому решению вышла позже из договора об ограничении и сокращении обычных вооружений в Европе. Вместо того чтобы продолжать раскручивать спираль новой гонки, Вашингтону следует настаивать на принятии обновленной версии договора СНВ-2. С 1994 года этот договор ввел проверяемые ограничения по ядерным вооружениям.
Альтернативой договору является лишь дорогостоящая гонка вооружений, которую российская экономика едва ли может себе позволить. Реализация российско-американского соглашения о сотрудничестве в области атомной энергетики, недавно снятого с повестки дня в Конгрессе, открыла бы возможность для американских компаний продавать ядерные материалы и технологии в Россию. Угрозы Москвы выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) из-за планируемого США размещения ПРО в Центральной Европе требуют серьезного ответа со стороны Вашингтона. Новой администрации придется постараться спасти соглашение РСМД - возможно, придется пойти на уловки по самому соглашению или по вопросу о планируемом размещении противоракетного щита в Европе.
Выработка единой стратегии на многих разных уровнях потребует более тесного согласования действий между ЕС и США, а также использования тактики "плохой и хороший полицейский". Многие в американской элите скептически отнесутся к способности европейцев справиться со всем этим. Ведь европейцы так часто расходятся во мнениях по вопросу об отношении к России. Но события в Грузии пошатнули европейское самодовольство и возродили желание действовать сообща. Впрочем, европейцы тоже скептически смотрят на сотрудничество с США, особенно в последние три месяца президентства Дж.Буша. К тому же они раздражаются, что США, как им кажется, игнорируют географическую близость Европы к России и энергетическую зависимость от нее.
Несмотря на это взаимное недоверие, американские и европейские партнеры должны работать вместе - лишь объединенными усилиями метод "кнута и пряника" даст плоды и мы сможем вернуть Россию в лоно международного сообщества.
Франс Дж. Баруэл является вице-президентом Атлантического совета Соединенных Штатов