Российский нефтяной концерн "Роснефть" намерен доказывать в европейских судах необоснованность наложенных на него санкций, прибегнув для этого к помощи юридической фирмы Zaiwalla&Co., которая в прошлом году выиграла два аналогичных иска в интересах иранского банка Mellat, пишет в The Wall Street Journal Бенуа Фокон, ссылаясь на осведомленные источники.
Благодаря Zaiwalla&Co. на счету банка Mellat две победы: в британском Высшем суде, чье решение является окончательным и обжалованию не подлежит, и в Общем суде ЕС, рассматривающем иски против европейских государственных институций. В обоих случаях истцам удалось убедить суд, что выдвинутые против Mellat обвинения в причастности к реализации иранской ядерной программы лишены достаточных оснований, а значит, санкции неправомерны. По данным The Wall Street Journal, по этой же схеме планирует выстраивать свои претензии и "Роснефть".
По оценкам автора статьи, случай с "Роснефтью" может оказать более трудным, чем Mellat, поскольку тот стал объектом точечных санкций, а российская компания пострадала как одна из нескольких подконтрольных государству структур. "В прошлом такие широкие санкции квалифицировались европейскими судами как политические решения государств - членов ЕС, на принятие которых они имеют право", - поясняет Фокон.
Евросоюз обжаловал решение Общего суда по иску Mellat, что дает возможность входящим в него странам, включая Великобританию, не отменять санкции. Тем не менее, победы иранского банка мешают европейцам в полной мере реализовать потенциал санкций, говорится в статье. Кроме того, выигранные иски могут стать основанием для крупных финансовых претензий: в феврале 2014 года Mellat уже подал в Высокий суд Лондона иск против британского правительства на 4 млрд долларов.
"На практике победы в суде Mellat от многочисленных барьеров не избавили. Но они принесли банку, а значит и Тегерану, репутационную победу в условиях нарастающей международной изоляции", - пишет Фокон.
Глава Zaiwalla&Co. - лондонский адвокат индийского происхождения Сарош Зайвалла. Среди его прежних клиентов, помимо иранского банка, - правительство Саддама Хусейна, которому он помогал оспаривать введенную Соединенными Штатами в одностороннем порядке бесполетную зону.