Советник Путина называет Киотский протокол "договором смерти". Россия опасается, что ограничение эмиссии парниковых газов будет тормозить развитие экономики
Вчера Россия, похоже, решила покончить с Киотским протоколом: советник президента Путина по неоднозначному договору об эмиссии резко отозвался об ограничениях, которые этот документ навязывает экономике страны. Советник вызвал ярость еврейских организаций, сравнив "смертельные" экономические последствия Киотского пакта об изменении климата с Освенцимом - концлагерем времен Второй мировой войны.
Илларионов заявил, что Киотский протокол был бы "договором смерти". По его словам, экономические ограничения будут душить экономику, подобно "межгосударственному ГУЛАГу или Освенциму".
"Его формулировки были бесчувственными и обидными", - заявил вице-президент Всемирного еврейского конгресса Элан Штейнберг.
Штейнберг согласился с тем, что заявления Илларионова были экспромтом и, возможно, сардоническими выражениями, но добавил, что подобные высказывания оскорбляют память о Холокосте. "Мы свяжемся с соответствующими властными структурами, в данном случае - с правительством России, чтобы выразить свою озабоченность".
Чтобы договор вступил в силу, его должна ратифицировать Россия. Кремль постоянно затягивает этот момент. В последнем заявлении, в декабре, Путин сказал, что Россия не может ратифицировать договор в его нынешнем виде, поскольку он вводит ограничения на бизнес, противоречащие интересам страны.
Но на протяжении нескольких месяцев Кремль хранил молчание, и многие аналитики говорили, что Путин не желает раскачивать лодку до своего мартовского переизбрания, а затем, возможно, будет искать компромисс. Вчерашние нападки на договор показали, что Кремль далек как никогда от его ратификации, считают эксперты.
Выступая перед журналистами в Петербурге, Илларионов заявил, что договор "имеет много негативных последствий" и является "удушением экономического роста".
Он назвал ограничение нормальных экономических свобод, устанавливаемые протоколом, "межгосударственным ГУЛАГом", пояснив, что "в ГУЛАГе все-таки каждый день давали примерно ту же самую пайку, и она не уменьшалась день ото дня, а согласно Киотскому протоколу пайку с каждым днем предлагается уменьшать. Киотский протокол - это договор смерти, как бы это ни показалось странным, поскольку его главной целью является удушение экономического роста и экономической активности в странах, которые принимают на себя обязательства этого протокола. Киотский протокол - это договор смерти, как бы это ни показалось странным, поскольку его главной целью является удушение экономического роста и экономической активности. Если на каждого из нас установить квоты, в соответствии с которыми мы должны будем сократить эмиссию углекислого газа на 58% через определенное время, то мы должны будем превратиться либо в карликов, либо в младенцев для того, чтобы удовлетворить требования Киотского протокола, либо перестать (дышать) с вполне предсказуемыми последствиями для нашего организма", - заявил он.
Помощник Илларионова заявил, что Путин еще не принял решение, а Илларионов, который лишь дает рекомендации, уже составил мнение.
Он добавил, что заявления Илларионова связаны с совещанием Путина с группой либеральных экономистов на этой неделе. Он дал понять, что, по их мнению, обещанный Кремлем уровень экономического роста - удвоение ВВП за 10 лет - не совместим с протоколом.
Михаил Делягин, бывший экономический советник правительства, сказал: "Заявление подтверждает, что Россия не хочет ратифицировать Киотский протокол. Неважно, исходит ли это непосредственно от Путина, Путин может быть равнодушен к этой проблеме. Но Илларионов никогда не сделал бы заявления, противоречащего мнению президента".
Пресс-секретарь Кремля пытался дистанцировать Путина от заявлений Илларионова. "Россия надеется, что сможет подписать протокол после достижения определенного компромисса".
Он назвал высказывания Илларионова проявлением "плюрализма мнений", на основе которого Путин принимает решения.
Киотский протокол был подписан в 1997 году более чем 180 странами. Промышленно развитые страны согласились к 2012 году уменьшить эмиссию парниковых газов на 5,2% по сравнению с 1990 годом. Россию просили просто не увеличивать эмиссию.
На долю США, которые не признают договор, приходится 24% глобальной эмиссии углекислого газа, на долю России - 17,4 %.