Одна из российских загадок, объяснение которой найти трудно: две влиятельнейших фигуры ЮКОСа сидят за решеткой, а акции концерна как ни в чем не бывало в последние месяцы неуклонно ползут вверх.
Однако рост акций не помешает Платону Лебедеву, бывшему главе группы "Менатеп", которая держит большинство акций ЮКОСа, сегодня, в четверг, предстать перед судом в Москве. Лебедев, финансовый гений, который придумал изощренную сеть, объединив в нее около 600 фирм для минимизации налогов, обвиняется в подделке документов, неуплате налогов и организации преступного сообщества.
В случае обвинительного приговора находящийся с 3 июля в заключении Лебедев может отправиться в тюрьму на десять лет.
Этот самый крупный экономический процесс в истории России рассматривается как прелюдия к процессу против близкого друга Лебедева, бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Оба являются миллиардерами, и пункты обвинения против них идентичны.
Ходорковский находится в тюрьме с 25 октября. Он должен предстать перед судом в июне или июле, заявил его адвокат Юрий Шмидт. Объединение обоих процессов, как требовал Шмидт, суд отклонил. Шмидт полагает: "Они хотят сломить Ходорковского, приговорив Лебедева к очень жесткому наказанию".
В окружении Ходорковского говорят, что его и Лебедева хотят заставить уступить акции ЮКОСа государству.
За обоими миллиардерами тянется история из глубины эпохи приватизаций. В 1994 году был приватизирован комбинат по производству удобрений "Апатит", находящийся в Мурманске. Ходорковский, Лебедев и компания заплатили за это государственное предприятие всего 225 тыс. долларов. Согласованные инвестиции в размере 283 млн долларов были сделаны лишь спустя несколько лет. Чтобы уладить спор, "Менатеп" и министерство государственного имущества в 2002 году заключили мировое соглашение. Было доплачено 15,5 млн долларов. Такого рода сделки во время приватизации в России имели место сплошь и рядом.
Напомним, что генеральный прокурор возбудил уголовное дело как раз в тот момент, когда Ходорковский заявил о своем финансировании оппозиционных партий. Кто знаком с командными структурами в России, не сомневается в том, что президент Владимир Путин не остался тут в стороне.
О том, что дело, судя по всему, ведется из-за нефти - сырья, благодаря которому работает российская экономика, свидетельствуют действия прокуратуры. Так, 44 процента акций ЮКОСа в настоящее время заморожены и не подлежат отчуждению.
Еще до начала процесса прокуратура на своем сайте опубликовала обвинение. Даже несведущим в юридических вопросах читателям бросается в глаза целый ряд несоответствий.
Между тем Лебедев и Ходорковский потребовали, чтобы процессы против них велись открыто, максимально прозрачно.
Неясно пока, пойдут ли оба олигарха на сделку с прокуратурой.
В феврале крупный акционер ЮКОСа Василий Шахновский был приговорен к году тюрьмы. После того как он погасил свои долги по налогам в размере 1,8 млн долларов, его освободили от наказания.