По мнению Вульфа Бернотата, председателя правления германского энергетического концерна Eon партнерство, о котором договорились "Газпром" и концерн BASF, дело еще далеко не решенное. Он считает, что заявление о намерениях, которое подписали глава "Газпрома" Алексей Миллер и председатель правления BASF Юрген Хамбрехт по случаю Ганноверской ярмарки, необходимо серьезно конкретизировать. По его словам, многие вопросы остаются открытыми.
"В последние месяцы российская сторона не раз меняла постановку задачи и свою позицию на переговорах", - говорит он в интервью с FAZ о своем, явно не лучшем опыте общения с многолетним партнером, крупнейшей германской газо-торговой компании Eon Ruhrgas. "Газпром" находится в более выгодном положении. Концерн это знает и использует это для того, чтобы занять стратегически важные позиции".
Горькое поражение
По его мнению, даже тот факт, что Eon владеет 6,5% акций "Газпрома", а член правления Eon Буркхард Бергманн даже заседает в его наблюдательном совете, ничего не меняет. Однако он не видит смысла сейчас обижаться на то, как русские ведут переговоры. В отличие от того, что стояло в так называемом Memorandum of Understanding (меморандуме о взаимопонимании), заключенном в июле между Eon и "Газпромом", теперь первой западной компанией, которая получит прямую долю примерно в 50% в крупном газовом месторождении "Южно-Русское" станет уже не Eon, а дочерняя компания концерна BASF - Wintershall.
Кроме того, компания будет участвовать в запланированном строительстве балтийского трубопровода. В качестве ответного шага Wintershall предложила "Газпрому" увеличить его долю в совместном предприятии Wingas до почти 50% и тем самым сделала большой шаг навстречу желанию российской стороны получить больше доступа на европейский рынок сбыта. В ходе длительных переговоров Eon не смог побить такое, судя по всему, чрезвычайно привлекательное предложение и тем самым ему пришлось смириться с горьким поражением.
"Если бы мы, как того хотел "Газпром", предложили бы ему долю в Eon-Ruhrgas, то сделка бы состоялась еще в прошлом году", - уверен Бернотат. Однако к такому далеко идущему шагу Eon не готов. Ведь на фоне сильно диверсифицированной структуры поставщиков компании это могло бы привести к перекосу. Долю в британском подразделении UK Eon, которую, по информации, требовала российская сторона, Бернотат тоже категорически предоставлять отказывается.
"В ведущих компаниях мы хотим управлять сами". Первоначальное предложение "Газпрома" обменять долю в проектах по добыче и по трубопроводу на акции "Газпрома", принадлежащие концерну Eon, уже давно неактуально, после того как государство получило контрольный пакет акций "Газпроме" в связи с приобретением ЮКОСа .
Возможные электроэнергетические проекты в России
В такой новой сложившейся ситуации глава Eon теперь твердо надеется приобрести почти 25% акций вышеназванного месторождения. Также Eon будет продолжать заниматься проектом балтийского трубопровода, а также запланированным сотрудничеством на российском рынке электроэнергии. Соответствующие договоренности по обоим проектам были достигнуты на Ганноверской ярмарке, заверяет Бернотат, который, кроме этого, опровергает сообщения об охлаждении атмосферы на переговорах. "Мы продолжаем вести диалог о реализации наших намерений". Что касается возможных электроэнергетических проектов в России, то Eon собирается также расширить круг потенциальных партнеров и, например, рассмотреть возможность сотрудничества с крупнейшим российским электроэнергетическим концерном РАО ЕЭС.
Доля 25% Eon в газовом месторождении пойдет в ущерб BASF, который тогда тоже будет иметь чуть менее четверти акций месторождения. "С большим удивлением" Бернотат узнал о том, что химический концерн собирается активно участвовать в принятии решения, кого привлекать в качестве партнера, а кого нет. "По моему мнению, это может решать только "Газпром", - завил он. Какие доли Eon сейчас конкретно предлагает взамен, он говорить не стал.
Поиск партнеров
Он сказал лишь, что речь идет только о миноритарных долях, а именно в компаниях, не входящих в пять ведущих компаний концерна. "Мы ничего дарить не будем, и мы не ставим себя во временные рамки. Потому что иначе получатся только плохие сделки". Бернотат настаивает на справедливой оценке как самого газового месторождения, так и предлагаемых взамен активов. По информации Frankfurter Allgemeine Zeitung, российская компания проявила большой интерес к деятельности Eon-Ruhrgas на венгерском рынке. Там в конце прошлого года Eon приобрел контрольный пакет газовой компании крупнейшего нефтегазового предприятия MOL.
Имея долю около 25% в вышеназванном крупном западносибирском газовом месторождении, Eon Ruhrgas сможет покрывать 10% потребности в газе из собственного производства. Тем временем среднесрочная цель - выйти на 15-20%. В связи с этим Eon будет искать других партнеров. Новые инициативы на быстро растущем рынке сжиженного газа тоже связаны с тем, что Eon хочет иметь несколько вариантов для обеспечения гарантий поставок.