Российский кинематограф покушается на Голливуд
Когда-то шла война между воинами света и воинами тьмы. Они вели бесконечную битву, пока однажды не заключили перемирие, чтобы не уничтожить друг друга. Силы добра стал в дневное время контролировать дневной дозор, а силы зла ограничивал противостоящий им ночной дозор. Но, несмотря на этот договор, добро все равно должно бороться по ночам со злом, которое пьет кровь невинных людей.
Эта история, может быть, звучит как рассказ о победе капитализма над коммунизмом в изложении реликта советской системы, но на самом деле это - аннотация к фильму "Ночной дозор", одного из блокабстеров новой волны в российском кинематографе. "Ночной дозор" собрал в кассах российских кинотеатров 2,8 млн фунтов за первую неделю проката, а в целом за 2004 год собрал 9 млн фунтов - для постсоветского кино это рекордная сумма.
Успех фильма расценивается как доказательство того, что российское кино может делать деньги дома и, возможно, за рубежом. Ходят настойчивые слухи, что в голливудском приквеле или сиквеле к "Ночному дозору" будет сниматься Брэд Питт, а автора сценария, бывшего психолога Сергея Лукьяненко, по разговорам, попросили написать сценарий для компании Fox Searchlight, которая купила права на показ фильма в США осенью.
Успех фильма также подтолкнул трансформацию российского кинематографа. Пока вокруг говорят о возрождении отношений времен холодной войны между интервентским Вашингтоном и недемократической Моквой, российские фильмы начали отбирать часть добычи у своего традиционного соперника, голливудского кино.
Например, по словам редактора российского журнала о бизнесе и кино Александра Семенова, в 2001 году российские кинотеатры собрали 34,4 млн фунтов, причем только 3% от этой суммы заработали российские картины. В 2004 году общий кассовый сбор вырос до 74,5 млн фунтов, а на долю российских фильмов - главным образом, "Ночного дозора" - пришлось 12%. Индустрия кино переживает коммерческую революцию, которая может оставить позади даже кино времен подъема советской пропаганды. Всего за три месяца в этом году российские фильмы собрали 20,5 млн фунтов.
Юрий Гладильщиков, кинокритик газеты "Ведомости", говорит: "Пять лет назад российские сериалы вытеснили американские из прайм-тайма. Теперь, мало-помалу, это повторяется и в кино. Еще слишком рано говорить о победе над американцами, но это отражает серьезные изменения в сознании и требованиях аудитории. Этот феномен распространен среди молодых - основных потребителей кино. Они хотят смотреть в кинотеатрах русские фильмы".
Однако, как и во всех русских революциях, за этой революцией стоит политика. В сентябре 2002 года министерство культуры, преобразованное с тех пор администрацией президента Путиным в агентство, объявило, что намерено вложить инвестиции в российский рынок. Российские режиссеры в то время с трудом делали 57 фильмов в год и нуждались в государственных субсидиях, чтобы выпустить их на экраны. Министр культуры Михаил Швыдкой сказал, что хочет, чтобы Россия производила по меньшей мере 100 фильмов в год, и предложил финансировать треть их них. При этом режиссеры должны были предоставить в министерство сценарий, который должен был быть одобрен.
Приоритетными были "патриотические", "исторические" фильмы, а также фильмы для детей. Вероятно, это говорит о том, что Путин разделяет мнение Ленина в отношении кино - "важнейшего из искусств".
Патриотизм - это основная черта. Объединяющая "Ночной дозор", "Турецкий гамбит" (популярная драма из времен царизма) и еще один блокбастер - "Личный номер". Кроме того, их объединяет то, что они получили государственное финансирование и поддержку государственного Первого канала ТВ.
Вступительные титры "Личного номера" (бюджет которого составлял солидных 3,7 млн фунтов, но который так и не принес ожидаемой астрономической прибыли), представляют собой первоклассный пример того, как Кремль хотел бы, чтобы обстояли дела, - государственное телевидение и правительство работают совместно с социально ответственными бизнесменами, чтобы кормить население "правильными" идеями.
В титрах говорится "Представляют Первый канал, Федеральное агентство по культуре и кино и "Сибнефть". Надо отметить, что "Сибнефть" - одна из многих нефтяных компаний, изо всех сил стремящихся сохранять дружеские отношения с Кремлем после ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.
"Личный номер" представляет собой неуклюжий боевик, вращающийся вокруг теории заговоров, на которую регулярно опираются чиновники, чтобы объяснить ужасы Беслана и Норд-Оста.
Создатели фильма с первого дня заняли оборонительную позицию. Алекс Экслер, кинокритик из прокремлевской "Комсомольской правды", написал блестящую рецензию, говоря, что "профессионализм" и "высокий класс" фильма преодолели сомнения, возникшие у него, когда он узнал, что фильм сделан "по государственному заказу" и призван быть "русским ответом Голливуду".
Государственное информационное агентство "РИА Новости" поместило хвалебный отзыв о фильме, сообщив, что создатели фильма, подобно своим голливудским коллегам, стремились к политкорректному изображению чеченцев, которые предстали скорее жертвами, чем злодеями, хотя они и участвуют в захвате заложников в цирке. Американцы и русские в фильме действуют как союзники. Глава американской команды - благородный чернокожий генерал. Обе секретные службы совместными силами спасают забавных, но милых европейцев.
С интонацией советского командира, превозносящего мощь своих воинов, одержавших победу над фашистами на поле боя, министр Швыдкой в прошлом месяце объявил о своих ожиданиях того, что на долю российских фильмов в ближайшем будущем придется больше 25% кинорынка. Он полагает, что вытеснение национальным продуктом иностранного - это результат обычной конкуренции, а значит, российское кино может победить в кинематографической войне так же, как Россия победила в битве телесериалов.
В ближайшие месяцы множество новых блокбастеров обещают помочь российским "силам света" сохранить позиции в кино. Выходят фильм в жанре фэнтези "Волкодав" с бюджетом в 5,2 млн фунтов, сиквел популярного гангстерского боевика "Бумер", и, конечно же, "Ночной дозор 2". Если кому-то были нужны доказательства, что жажда победить врага на его же территории сохранилась со времен холодной войны, то вот они.