Объемы добычи упали впервые за 10 лет; сибирские месторождения потихоньку истощаются
Нефть, добываемая в России, уже много лет служит жизненно важным источником новых запасов для мирового рынка. Но сейчас объемы добычи, судя по некоторым признакам, идут на спад. Это усугубляет атмосферу неопределенности, которая способствует рекордному взлету цен на нефть.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), представляющего интересы промышленно развитых стран-потребителей нефти, в первом квартале нынешнего года объемы добычи в России снизились впервые за десятилетие. МЭА сообщило, что в России добывалось в среднем около 10 млн баррелей в день - то есть на 1% меньше, чем в первом квартале 2007 года.
Спад добычи в стране, которая занимает первое место по добыче нефти в мире и является одним из ее крупнейших экспортеров, усугубляет и без того напряженную ситуацию на рынке и в потенциале увеличивает вероятность повышения цен в мировой экономике, которая столкнулась с замедлением темпов роста. Ограниченность роста добычи нефти в мире - а также растущий спрос, увеличение расходов на эксплуатацию нефтяных месторождений и политическая нестабильность в богатых этим сырьем регионах - уже заставили нефть примерно за четыре года подорожать с 30 до 110 с лишним долларов за баррель.
На рынке фьючерсов Нью-Йоркской биржи в понедельник нефть достигла нового рекорда в условиях падения курса доллара и других факторов, ограничивающих предложение. Цена барреля установилась на уровне 111,76 доллара - то есть выросла на 1,62 доллара, или на 1,5%.
Нефтяные аналитики и российские руководители обычно объясняют спад добычи в стране комбинацией метеорологических условий и дефицита электроэнергии в некоторых районах страны. Говоря о долговременных тревогах, они также отмечают, что сибирские месторождения, за счет которых добыча когда-то росла, постепенно истощаются.
Многие руководители российской нефтяной промышленности говорят, что индустрия все еще сможет возобновить рост. Некоторые западные аналитики указывают на более оптимистичные данные и прогнозы. В конце марта Citigroup опубликовала доклад, где выражает ожидания, что с нынешнего момента по 2012 год объемы добычи нефти в России вырастут на 1,5 млн баррелей в день, в основном благодаря новым проектам в Восточной Сибири.
Однако, предостерегла компания, "рост добычи нефти в России больше не следует воспринимать как нечто предопределенное".
МЭА предсказывает, что в нынешнем году рост добычи нефти в России возобновится. Но, по ее оценкам, за 2007 год объемы вырастут всего лишь на 0,8%; между тем за последние три года этот показатель составлял в среднем 2,5%, а еще раньше темпы были намного быстрее.
Министерство энергетики России рассчитывает на рост в 1,8%. Но в начале этого месяца Юрий Трутнев, министр природных ресурсов РФ, сказал в интервью на российском телевидении, что в целом за год объемы добычи нефти в стране могут оказаться ниже, чем в прошлом году.
Нестабильный рост добычи в России заостряет внимание на тревожном факте: несмотря на заоблачный взлет цен на нефть в последние пять лет, объемы добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, с 2005 года остаются в принципе на одном уровне. Это опровергает обычную закономерность, когда высокие цены провоцируют рост добычи.
Нервозность заставляет все активнее искать новые источники поставок за пределами ОПЕК. Акции бразильской компании Petroleo Brasileiro SA, известной также как Petrobras, в понедельник выросли после того, как она объявила об обнаружении, как предполагается, крупного нового месторождения у берегов своей страны.
Подорожание геологоразведочных работ
В странах, не входящих в ОПЕК, добыча нефти сейчас не растет. Причин тому множество - от резкого подорожания геологоразведочных работ до того факта, что новые нефтяные месторождения обнаруживаются во все более труднодоступных уголках планеты. Кроме того, многие крупные месторождения истощаются. На европейских месторождениях в Северном море, Прадхо-Бей на Аляске и Кантарелл в Мексиканском заливе, принадлежащем Мексике, - повсюду объемы добычи падают.
Экономический спад в США - крупнейшем потребителе нефти в мире, далеко опередившем остальные страны - слегка разрядил ситуацию со спросом на это сырье. Но бурный рост в Азии и других регионах, в свою очередь, все еще способствует наращиванию спроса, и многие аналитики беспокоятся, что глобальный дефицит предложения, ожидающийся в течение нынешнего года, может вылиться в новый взлет цен.
"Сейчас предложение не очень велико, поэтому отсутствие роста в странах, не входящих в ОПЕК, предопределяет атмосферу на рынке в целом", - отметил Роджер Дайуэн, консультант по финансовым аспектам энергетической сферы из консалтинговой фирмы PFC Energy (Вашингтон).
ОПЕК поставляет более трети нефти, необходимой всему миру. По данным МЭА, в первом квартале нынешнего года общий объем потребления нефти в мире достиг примерно 87 млн баррелей в день.
В свою очередь, обогащение России, влекущее за собой рост внутреннего потребления, также сокращает объемы возможного российского экспорта из России за границу. Как ожидается, спрос на нефть на территории бывшего СССР, в котором задает тон Россия, в нынешнем году вырастет на 1,6%, до 4,2 млн баррелей в день.
В одном из интервью Леонид Федун, вице-президент одной из крупнейших нефтяных компаний в России ОАО "Лукойл", сказал, что теплая зима и рост средней температуры воздуха означают, что грунт в Сибири, скованный вечной мерзлотой, менее стабилен, а следовательно, труднее перемещать буровые установки с одной буровой на другую.
Федун признал, что спад объемов добычи также отражает долговременную тенденцию - истощение старых месторождений в Сибири. "Западная Сибирь повторяет судьбу Прадхо-Бей с отставанием на пять-шесть лет, - сказал он. - Когда уровень добычи на месторождении падает, приходится бурить все новые и новые скважины. Мы видели это на Аляске и в Мексиканском заливе, а теперь видим и в Сибири".
Объемы добычи нефти в России резко упали после развала бывшего СССР, когда цены на нефть сильно снизились и инвестиции прекратились. Но в 1999 году добыча начала расти - новорожденные частные нефтяные компании применили западные методы для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в немолодые месторождения. Россия стала одним из основных источников дополнительных поставок нефти. Объемы добычи нефти там выросли с 6 млн баррелей в день в 1996 году до примерно 10 млн баррелей в день в прошлом году, по данным МЭА. За тот же период Саудовская Аравия перешла от добычи примерно 7,9 млн баррелей в день до 8,5 млн баррелей в прошлом году.
Корпоративные инвесторы испытывают опасения, так как Кремль все чаще вмешивается в дела энергетического сектора. Россия национализировала бывшую крупную нефтяную компанию ОАО ЮКОС и вынудила таких иностранных инвесторов, как Royal Dutch Shell PLC, продать половину ее акций в крупном проекте близ восточного побережья России государственной компании ОАО "Газпром". ТНК-BP также подверглась нажиму: в марте спецслужбы арестовали одного из ее сотрудников по подозрению в промышленном шпионаже. ТНК-BP заявила, что оказывает властям содействие в этом деле.
Пытаясь резко активизировать инвестиции, российское правительство недавно объявило о сокращении налогов для энергетического сектора на общую сумму 4,2 млрд долларов. Отрасль широко приветствовала этот шаг. "Очень важно, что российское правительство осознало: в условиях инфляции и увеличения накладных расходов компании нуждаются в дополнительных поблажках для освоения новых месторождений", - сказал Боб Дадли, председатель совета директоров ТНК-BP, российского совместного предприятия BP PLC.
Возможно, этого будет недостаточно. По словам Федуна, в течение ближайших 20 лет в российскую нефтяную промышленность потребуется вложить 1 трлн долларов только для того, чтобы добывать не менее 10 млн баррелей в день. Аналитики тревожатся, что сокращения налогов для этого будет недостаточно. "Мы пока не наблюдаем, что это создало достаточный приток свободных наличных денег в отрасль, необходимый, чтобы подкрепить рост инвестиций", - сказано в докладе Citigroup.
Российские чиновники, ведающие нефтью, а также транснациональные нефтяные компании говорят, что для обеспечения роста в будущем России необходимо освоить отдаленные, непочатые запасы в Восточной Сибири. Но отсутствие инфраструктуры - автомобильных магистралей и трубопроводов, а также сложные условия эксплуатации ограничивают рост. Кроме того, нефтяные компании страдают от больших налогов, мало поощряющих инвестиции в новые месторождения.
В ответ на истощение запасов в Западной Сибири нефтяные компании прибегают к диверсификации. Например, "Лукойл" уделяет основное внимание новым для себя регионам - например, северной части Каспийского моря, а также проводит экспансию за границу, в такие страны, как Туркмения.
Объемы недостаточны
Пока освоение новых месторождений не восполняет потерь от спада. Большая часть роста добычи в России в 2007 году пришлась на "Сахалин-1", колоссальный проект у восточного побережья России, осуществляемый под руководством Exxon Mobil Corp. Но в нынешнем году объемы добычи там упадут более чем на четверть, сообщает ОАО "Роснефть", государственный нефтяной гигант, участвующий в этом проекте. Exxon распространила заявление, где говорится, что она "достигла запланированных объемов добычи, одобренных российскими властями, и продолжает достигать или превышать таковые".
Согласно большинству прогнозов, к 2015 году спрос на жидкое топливо в мире возрастет до 100 млн баррелей в день. Чтобы удовлетворить эти потребности, производителям сначала придется как-то восполнить резкий спад добычи на уже эксплуатируемых месторождениях. На данный момент темпы спада таковы, что из цифры годового объема добычи надо вычитать примерно 4,5 млн баррелей в день.
Страны, в прошлом добывавшие много нефти - например, Великобритания, Норвегия и Мексика - также стремятся выдавить остатки нефти из когда-то крупных, но теперь все более дряхлеющих, истощенных месторождений. В Канаде, где добыча растет благодаря массированным инвестициям в освоение нефтеносных песков в провинции Альберта, расходы на добычу теперь, по некоторым оценкам, превышают 65 американских долларов за баррель. Власти Мексики на прошлой неделе провели через парламент план, который позволит местной государственной нефтяной компании заключать соглашения о предоставлении услуг с иностранными нефтяными компаниями, но наблюдатели утверждают, что для привлечения крупных инвестиций этого, возможно, недостаточно.
Определенные проблески в области добычи нефти есть. Аналитики указывают на крупные проекты в акватории Каспия, а также глубоководные буровые у берегов Австралии, Бразилии и в Мексиканском заливе, в том числе платформу "Тандер-Хорс" компании BP, работы на которой долгое время откладывались.
Также по теме:
Добыча нефти в России угрожает снизиться (The Financial Times)